Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста - Дипломы - Готовые работы - Фактор успеха
Главная » Готовые работы » Дипломы

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста
28.10.2015, 07:55

ВУЗ: Абакан
Предмет: Педагогика
Год сдачи: 2015
Объем: 75
Цена: 1000
№ заявки: 133

 

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.1 Понятие эмоций, структура эмоциональной сферы 7
1.2 Специфика эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста 15
Глава 2. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на эмоциональное развитие младшего школьника 23
2.1 Стили семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях 23
2.2 Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста 35
2.3 Результаты исследования влияния стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие младших школьников 45
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение 1 60
Приложение 2 63
Приложение 3 72
Приложение 4 74

Введение

Актуальность: современные родители должны обладать важнейшей способностью – понимать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного стиля, культуры семейного воспитания.
Развитие эмоциональной сферы – один из важных аспектов воспитания ребенка. Но часто родители забывают, что никто из нас не рождается с уже сформированными навыками поведения в обществе и вместо того, чтобы спокойно объяснить ребенку, что так себя вести нельзя, делают ему выговор, кричат, наказывают. Родители должны понять: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя. Развитие эмоциональной сферы – процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Изучением особенностей развития эмоций в детском возрасте занимались такие ученые, как Н.Н. Авдеева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Г.Х. Мазитова, С.Ю. Мещерякова, Р.Ж. Мухамедрахимов,  М.В. Лаврентьева и др.
Развитие эмоциональной сферы - один из важных аспектов воспитания ребенка. Успешность ребенка в деятельности во многом зависит от эмоционального фона, от особенностей развития его воли. И первым кто должен обратить внимание на эмоциональное развитие ребенка являются родители. Рассмотрением проблем семейного воспитания занимались Варга А.Я., Сухомлинский В.А. Современные родители должны обладать важнейшей способностью - понимать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Значительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста оказывают стили семейного воспитания. На данном этапе формирования личности родителям очень важно выбрать правильный стиль воспитания. Как показывают исследования, неверно выбранный стиль воспитания (жестокое обращение, авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания) приводит к различного рода эмоциональным нарушениям у младших школьников, а часто является и причиной отклоняющегося поведения.
Поэтому обоснование того, каким образом стили семейного воспитания влияют на эмоциональное развитие ребенка, является актуальным и важным.
Цель исследования: теоретически обосновать и подтвердить влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования: стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на эмоциональное развитие младшего школьника.
Гипотеза: стиль семейного воспитания влияет на эмоциональное развитие учащихся 4 класса, а именно:
1. кооперация способствует успешному и комфортному эмоциональному развитию;
2. симбиоз, авторитарная гиперсоциализация способствует возникновению у ребенка эмоциональных проблем и трудности;
3. сочетание разнонаправленных стилей (кооперация +симбиоз + авторитарная гиперсоциализация) способствует проявлению у ребенка противоречивых эмоциональных состояний.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Раскрыть специфику эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть проблемы семьи и семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях.
4. Изучить особенности развития эмоциональной сферы личности младшего школьника в семьях с различным стилем воспитания.
5. Подтвердить влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие учащихся 4 класса.
6. Составить рекомендации для родителей по эмоциональному развитию младших школьников.
Методологическая основа: теоретические положения Вилюнаса В.К о процессе развития эмоциональной сферы человека в онтогенезе; психологическая теория эмоций как деятельности и как процесса Рубинштейна С. Л.; основные идеи о роли семейного воспитания в развитии личности ребенка  Сухомлинского В. А.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические:  тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, методика изучения родительских установок Е.С. Шефер, Р.К. Белл, Т.В. Нещерет, интерпретация позиций членов семьи при анализе детского рисунка «Моя семья» В.В. Столин, «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой. «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинд, «Силуэт человека» Л.Лебедевой.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость: систематизирован материал по проблеме влияния стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста.
Практическая значимость:  составлены методические рекомендации для родителей по развитию эмоциональной сферы младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список (41 источник), приложения (описание методик исследования).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вершино-Биджинская средняя общеобразовательная школа», 4 класс (10 человек).

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие эмоций, структура эмоциональной сферы

Изучением  эмоций,  в  отечественной  и  зарубежной  науке,  занимались  многие  ученые.  Последние  годы  охарактеризовались  самыми  разнообразными  подходами  и  точками  зрения  на  природу  эмоций  и  их  значение.  Одни (С.С. Томкинс, Е. Даффи)  полагают,  что  исследуя  поведение  человека,  необходимо  большее  внимания  уделять  понятиям  «возбуждение»  и  «активация»,  а  категорию  «эмоция»  можно  не  учитывать,  так  как  эти  понятия  не  так  аморфны,  как  сфера  эмоций.  Вторые (К.С. Изард, В. Шиллер)  разделяют  точку  зрения,  что  первичная  мотивационная  система  человека  образуется  эмоциями  [10,  С.  367].
Некоторые  авторы (например, В.К.  Вилюнас)  определяют  эмоциям  роль  кратковременных,  переходящих  состояний,  другие  же  считают,  что  нахождение  человека  под  влиянием  той  или  иной  эмоции,  постоянное.  Они  утверждают,  что  поведение  человека  неразрывно  связано  с  аффектом  [6,  С.  283].
П.К.  Анохин  полагал,  что  эмоции  являются  наиболее  древней  формой  реагирования  индивида,  а  зачастую  и  единственной  возможностью  оценить  ситуацию  [3,  С.  64].
С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы [39].
Помимо чувств С.Л.Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им.
В.Н.  Мясищев  эмоциональные  состояния  определил  в  самостоятельный  класс  эмоциональных  явлений.  Он  утверждал,  что  чувства  (эмоции)  охватывают  три  группы  разнородных  эмоциональных  явлений  таких,  как:  реакции,  состояния  и  отношения.  В  его  оценке  эмоциональные  состояния  представлены  как  класс,  где  на  первый  план  выдвигаются  эмоциональные  характеристики.  Относя  состояния  к  данному  классу,  В.Н.  Мясищев  предполагал,  что  если  индивид  находится  в  данном  состоянии,  то  он  переживает  сильные  эмоции  [14, С.  169].

1.2 Специфика эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7-8 до 11-12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы, а также деятельности внутренних органов.
Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте достаточно редки случаи безразличного отношения к учению, большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя [14].
В целом психологи возрастной нормой эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичное, бодрое, радостное настроение, В это время нарастает также индивидуальность в выражении эмоций: выявляются эмоционально аффектированные дети, дети с вялым выражением чувств [4].
В исследованиях Е.И. Игнатьева и В.И. Селиванова выявилось, что наиболее импульсивны в своем поведении мальчики, девочки же более сдержанны. Авторы объясняют это особым положением последних в семье, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности [4].
Таким образом, общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий и имеет свои специфические особенности. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих.

Глава 2. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на эмоциональное развитие младшего школьника

2.1 Стили семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия [8].
Итак, к примеру, Либин А.В. обозначает стиль семейного воспитания как устойчивый паттерн поведения, базирующийся на комбинации индивидуальных переменных (личностные свойства, ожидания и представления, способы реализации воспитательных воздействий) и проявляющийся в определенной форме взаимодействия родителей с детьми [24].
Таким образом, типология стилей родительского воспитания включает 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
В литературе выделяют типы семейного воспитания на две большие группы: гармоничный и дисгармоничный и даются им следующую общую характеристику [19].
Так гармоничный тип семейного воспитания характеризуется:
Остановимся на краткой характеристике наиболее частых вариантах дисгармоничного воспитания в семье.
Большинство авторов, занимающихся исследованием стилевых особенностей воспитания выделяют следующие параметры взаимодействия родителей с ребенком: автономия - контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер); непоследовательность - последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров) и т.д.
Можно выделить и типы родительского воспитания, где важным социализирующим моментом выступает параметр воспитательного контроля.
А.С. Спиваковская выделяет родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, и описывает три свойства оптимальной, благоприятной для развития ребенка, родительской позиции:
Исследований, касающихся изучения взаимосвязей индивидуально- личностных особенностей родителей и особенностей стиля семейного воспитания в литературе встречается меньше, в основном это в русле опять же выраженных личностных и даже невротических изменений у родителей. Также обстоит дело и с исследованиями, посвященными изучению взаимосвязей качества супружеских взаимоотношений и стиля семейного воспитания. Было бы интересно проследить, как связаны стиль семейного воспитания и такая характеристика семьи как удовлетворенность браком, для чего рассмотрим последнюю более подробно.

2.2 Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста

Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как социальное положение, род занятий, материальный и образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
В последнее время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной, а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания [26, С. 46].
Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение функций семьи, воспитания: неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития детей [42, С. 176].
Для воспитания детей важное значение имеет личный пример родителей. Основной ошибкой, писал Л.Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием.
При деформации личностных отношений, выражающейся в агрессивности и замкнутости, враждебности и напряженности между людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, которая тяжело переживается ребенком и оставляет свой, порой неосознаваемый, негативный след, способствующий возникновению беспокойства, тревоги. Эмоциональная память младшего школьника фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий. Таким образом, взрослые должны задумываться над степенью переживания детьми семейных ссор, конфликтов, отчужденности или разрыва семьи.

2.3 Результаты исследования влияния стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие младших школьников

Нами было проведено исследование в котором приняли участие 10 учащихся 4 класса Усть Абаканского района, Вершино- Биджинской средней школы. Цель работы состояла в том, чтобы в ходе эмпирического исследования подтвердить влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие учащихся 4 класса.
Для исследования влияния стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста, нами были использованы следующие методики исследования:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин,
2. Методика изучения родительских установок Е.С. Шефер, Р.К. Белл, Т.В. Нещерет,
3. Интерпретация позиций членов семьи при анализе детского рисунка «Моя семья» В.В. Столин,
4. «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой,
5. «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинд,
6. «Силуэт человека» Л.Лебедевой.
Проанализируем результаты исследования.
Результаты методики отражают следующую картину родительского отношения к детям (таблица 1).
Далее нами был проведен анализ рисунков теста «Моя семья» (В.В. Столин), который осуществлялся по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов, по следующим показателям:
1) Благоприятная семейная ситуация.
2) Тревожность.
3) Конфликтность в семье.
4) Чувство неполноценности в семейной ситуации.
5) Враждебность в семейной ситуации.
Следующим этапом было исследование ассоциаций с семьей с помощью методики «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд). Результаты исследования показаны в таблице 4.
Далее мы отслеживали эмоциональные состояния учащихся 4 класса (по методике Прохорова) и получили следующие результаты, которые представлены в таблице 5.
Далее все результаты, полученные с помощью пяти методик, были занесены в сводную таблицу 6.
Таким образом, наша гипотеза о том, что стиль семейного воспитания влияет на эмоциональное развитие учащихся 4 класса, а именно:

Заключение

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организ¬ма и деятельности человека. Изучение  эмоциональных  состояний  имеет  большое  прикладное  значение.  Практически  вся  система  психологической  коррекции  основана  на  работе  с  ситуативными  особенностями  индивида.  Коррекция  черт  личности  происходит  на  основе  выработки  и  закрепления  положительных  состояний.  Кроме  того,  в  исключительных  случаях,  диагностика  эмоциональных  состояний  является  единственным  показателем  эффективности  деятельности  субъекта.
Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий и имеет свои специфические особенности. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих.
Существует достаточно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, в основу типологии которых положен тот или иной принцип. Существуют описания и их последствий - формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.
Исследований, касающихся изучения взаимосвязей индивидуально- личностных особенностей родителей и особенностей стиля семейного воспитания в литературе встречается меньше, в основном это в русле опять же выраженных личностных и даже невротических изменений у родителей. Также обстоит дело и с исследованиями, посвященными изучению взаимосвязей качества супружеских взаимоотношений и стиля семейного воспитания. Было бы интересно проследить, как связаны стиль семейного воспитания и такая характеристика семьи как удовлетворенность браком, для чего рассмотрим последнюю более подробно.
Семья имеет особое значение в воспитании ребенка, в его становлении и поведении. Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. При деформации личностных отношений, выражающейся в агрессивности и замкнутости, враждебности и напряженности между людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, которая тяжело переживается ребенком и оставляет свой, порой неосознаваемый, негативный след, способствующий возникновению беспокойства, тревоги.
Проведенное нами исследование показало, что у детей со стилем воспитания симбиоз чаще встречаются отрицательные эмоциональные состояния (такие как- усталость, неуверенность, скованность). У детей со стилем воспитания отвержение- отрицательное эмоциональное состояние не выявлено. Следовательно, этот стиль способствует комфортному эмоциональному развитию ребенка.
Таким образом, наша гипотеза о том, что стиль семейного воспитания влияет на эмоциональное развитие учащихся 4 класса, а именно:
1. кооперация способствует успешному и комфортному эмоциональному развитию;
2. симбиоз, авторитарная гиперсоциализация способствует возникновению у ребенка эмоциональных проблем и трудности;
3. сочетание разнонаправленных стилей (кооперация +симбиоз + авторитарная гиперсоциализация) способствует проявлению у ребенка противоречивых эмоциональных состояний, - подтвердилась.
На основе этих данных, мы составили следующие рекомендации для родителей по эмоциональному развитию младших школьников.
 

Библиографический список

1. Аксенова И.В. Детско-родительские отношения: диагностика и коррекция [Текст]. – белгород: БелГУ, 2010. – 231с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст]. – М.: Класс, 2007. – 313с.
3. Андреева Т. В. Психология семьи [Текст]. – СПб. : Речь, 2007. – 384 с.
4. Андреева Т.В. Психология семьи [Текст]. – СПб.: Речь, 2010 – 347с.
5. Афонин И.Н. Здоровый и счастливый ребенок [Текст]. – СПб.: Питер, 2009. – 242с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7. Брдникова Ю.Л. Семейная жизнь на 5+. Гармония семейных отношений. Жизненные циклы семьи. Семейные конфликты и пути их разрешения [Текст]. – СПб.: Наука и Техника, 2008. – 354с.
8. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростков [Текст]. - М.: МПСИ, 2008. – 656 с.
9. Варга, А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания [Текст] // ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. – 640 с.
10. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии [Текст]. - СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
11.  Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]. - СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
12. Гагай В.В. Семейное консультирование [Текст]. – СПб.: Речь, 2010. – 219с.
13. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 146 c.
14.  Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ [Текст]/ Под ред. Л.В. Вершининой. – Томск: ТГПУ, 2006. – 290 с.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 348с.
16. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст]. - СПб.: Питер. - 2006. – 176 с.
17. Истратова, О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 376 с.
18. Истратова, О.Н., Широкова, Г.А. Большая книга детского психолога [Текст]. - М.: Феникс, 2011. – 576 с.
19.  Калина, О.Г., Холмогорова, А.Б., Роль отца в психическом развитии ребёнка [Текст]. - М: Форум, 2011. – 112 с.
20. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]. – М.: Гардарики, 2007. – 384с.
21. Краузе, М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учебное пособие [Текст]/ пер. англ. К.А. Назаретян. – М.: Академия, 2006. – 199 с.
22.  Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
23.  Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения [Текст]. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
24. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи [Текст]. – М.: Академия, 2007. – 213с.
25.  Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
26.  Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй [Текст]// Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.
27. Немов, Р.С. Психология. Психология образования [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 496 с.
28. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст]. – СПб.: Питер, 2010. – 133с.
29. Павлов И. Настольная книга родителей [Текст]. – СПб.: Питер, 2009. – 201с.
30. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов [Текст]. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.
31. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие [Текст]. – СПб.: Питер, 2006. – 327 с.
32. Плеханова М.В. Семьеведение [Текст]. – Белгород: БелГУ, 2007. – 264с.
33. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. [Текст] / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – М.: ЧеРо, 2006. – 816 с.
34. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Под ред. Е.Г. Силяевой, Е.И. Артамоновой. – М.: Академия, 2011. – 355с.
35. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Под ред. Е.Г. Силяевой.  – М.: Академия, 2008. – 316с.
36. Сатир В. Вы и ваша семья [Текст]. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2008. – 346 с.
37. Соколова Ю. Я расту без папы. Как воспитать ребенка одной [Текст]. – М.: Гелеос, 2008. – 345с.
38. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей [Текст].- М.: Апрель-Пресс, 2008. – 224 с.
39. Шабшин И.И. Советы практического психолога [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 340с.
40. Шило Д. Современный малыш [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 360с.
41. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст]. – СПб.: Питер, 2009. – 334с.

Категория: Дипломы | Добавил: ostanina
Просмотров: 359 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


ЧТОБЫ КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ, ЗАПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ФОРМУ

E-mail отправителя *:
Ваше имя *:
Ваш контактный телефон или номер icq *:
Информация о покупаемой работе *:
Код безопасности *:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]