ВУЗ: Абакан
Предмет: Педагогика
Год сдачи: 2015
Объем: 41
Цена: 700
№ заявки: 328
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста 6
1.1. Изучение проблемы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности 9
1.3. Роль конструирования из бумаги (аппликации) в развитии самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги (аппликации) 17
2.1. Исследование развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста 17
2.2. Педагогические условия развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги (аппликации) 22
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 24
Заключение 25
Библиографический список 27
Приложение 1 30
Приложение 2 31
Приложение 3 36
Введение
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.
Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.
Актуальность этой проблемы бесспорна и главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с младшими дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).
Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать работу педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: формирование навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: конструирование (аппликация) как средство развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить педагогические возможности конструирования (аппликации) в развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности.
3. Определить роль конструирования из бумаги (аппликации) в развитии самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста .
3. Определить уровень развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность конструирования (аппликации) в развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют:
- Теории трудового воспитания дошкольников (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.);
- Положение о коллективной деятельности в развитии ребенка Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:
наблюдение за детьми и заполнение диагностической карты (автор Моржина Е.В.);
диагностика детей младшего дошкольного возраста по разделу программы «Социальный мир» («Я сам!») (автор Черничка В.И.);
анкетирование родителей (автор Моржина Е.В.) (анкета адаптирована для родителей младших дошкольников).
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: .
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Изучение проблемы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе само¬стоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Само¬стоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтро¬лем, уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как черты личности дошкольника является познаватель-ная самостоятельность, которая трактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправлен¬ную познавательно-поисковую деятельность [11].
Основы методики обучения, развивающей самостоятельность учащихся, заложил Я.А. Коменский. «У своих учеников, - отмечал он, - я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике» [11, с.89].
П.И. Пидкасистый в своих работах определяет самостоятельность, как любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение дидактической цели. Этот процесс подразумевает поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [15].
Все вышесказанное позволяет определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности. В качестве первопричины проявления и формирования самостоятельности определяют потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес.
1.2. Особенности развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности
Продуктивные виды деятельности имеют художественно-образное начало и носят моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок приходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении. При этом основной признак, объединяющий все виды аппликации ,- силуэтность [23,с.219].
В психологии считается, что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности.
Действуя с предметами или материалами, ребенок на практике познает некоторые их свойства – твердость, мягкость, объем, величину, вес, сопротивляемость и т.д., приобретая знания о тех свойствах предметов, которые не могут быть познаны только визуально. Поэтами предпосылками для продуктивных видов деятельности (так же, как для игры и туда) выступают:
1.3. Роль конструирования из бумаги (аппликации) в развитии самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон [22,с.5]; наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Аппликация может быть:
Ребенок , осваивая аппликацию, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками в познании действительности. На этой основе начинается развитие собственно продуктивной деятельности, возникает функция замещения, близкий к реальному объекту [15,с.32].
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможностям использовать вариативные приемы). Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги (аппликации)
2.1. Исследование развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста проводилось на базе .В ходе исследования было задействовано 11 детей младшего дошкольного возраста. Основным критерием выборки явился возраст детей.
Для того чтобы определить задачи и содержание этапа формирования навыков самообслуживания, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это, в свою очередь, требует проведения определенной (диагностической работы) т.е. констатирующего эксперимента, который проходил в 3 этапа:
наблюдение за детьми и заполнение диагностической карты (автор Моржина Е.В.);
диагностика детей младшего дошкольного возраста по разделу программы «Социальный мир» («Я сам!») (автор Черничка В.И.);
анкетирование родителей (автор Моржина Е.В.) (анкета адаптирована для родителей младших дошкольников).
Задачей наблюдение и заполнения диагностической карты является выявление уровня развития самостоятельности по следующем разделам: «Одежда-обувь», «Личная гигиена», «Культура приема пищи за столом».
В результате констатирующего эксперимента были получены следующие данные (Приложение 3 и таблица 1).
Следующий этап диагностирования ставил собой задачу проанализировать данные, полученные в ходе наблюдения за детьми.
Диагностика проводилась с наглядным материалом (рисунки, куб с застежками и т.д.). Игровой момент позволил более детально выявить сфрмированность анализируемых нами навыков (Приложение 3).
Следующим этапом изучения уровня развития самостоятельности, было анкетирование родителей.
2.2. Педагогические условия развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги (аппликации)
Формирующий этап опытно–экспериментальной работы был направлен на развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – аппликации.
В начале нашей работы, вместе с детьми, в группе была создана специальная зона, под названием «Умелые ручки», где дети могут самостоятельно и вместе с воспитателем закреплять умения — пользоваться ножницами, клеем, различными видами бумаги, картоном, природным материалом, и т. д. В этом уголке находятся различные развивающие игры и игровые упражнения для совместной и самостоятельной деятельности, такие как «Мозаика», «Сложи узор», «Геометрическое лото», «Блоки Дьеныша». «Кубики для всех». «Сложи квадрат». «Колумбовое яйцо», и т.д. Игровые упражнения: «Составь мяч из двух цветов», «Составь яблоко из двух цветов», «Построй башню из геометрических фигур», «Подбери шляпку грибку», «Составь гирлянду из разных по цвету круглых бусинок — красных и зеленых». «Укрась елочку шариками - большими и маленькими» и т.д.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
В конце формирующего эксперимента была осуществлена работа по определению успешности проведенной работы.
С этой целью детям повторно предлагалось выполнить упражнения, результаты выполнения которых были подвергнуты сравнительному анализу.
Заключение
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности. В качестве первопричины проявления и формирования самостоятельности определяют потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного, воспроизводящего характера к самостоятельности с элементами творчества при постоянном повышении роли детского сознания в осуществлении самостоятельной деятельности. При этом показателями проявления самостоятельности являются следующие: независимость действий и поступков, стремление без посторонней помощи реализовывать свои планы; способность инициативно, творчески ставить и разрешать различные задачи деятельности; умение проявлять настойчивость и ответственность в достижении поставленной цели; способность к контролю и оценке своих действий.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет говорить об эффективности проведенной педагогической работы по развитию и формированию навыков самостоятельности.
Таким образом, в результате проведенного исследования было доказана эффективность педагогического воздействия по формированию навыков самостоятельности в процессе конструирования (аппликации).
Библиографический список
1. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ. // Ребёнок в детском саду. 2004. - №6. - с. 30-32.
2. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с.
3. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - с. 52-58.
4. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 148-158.
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в высш. уч. зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад.проект, 2005.-240 с.
6. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132.
7. Букина Н.Н. О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика №2. - С-Пб., 2007.
8. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972. - с. 156.
9. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - №37. - с. 20-23.
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2005. - 344 с.
11. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1995.
12. Каспарова Ю.В. Развиваем малышей от 0 до 4 лет. - М.: Феникс, 2012. - 137 с.
13. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2008. - 24 с.
14. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. - М., 2009.
15. Малик О.А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 142 - 147.
16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - СПб.: Бином, 2012.
17. Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 17-23.
18. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. — М.: Теревинф, 2006. — 40 с.
19. Трубайчук Л.В. Социальная компетентность дошкольника. // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - с. 300-307.
20. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2011. - 272 с.
21. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. - 1999. - №1.-с. 35-38.
22. Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 101 - 107.
23. Юдина Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей 2-4 лет. М.: Карапуз, 2012
24. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. // Д.в. 2004.-№8. - с. 28-29. |