Институт семьи в странах Западной Европы в Новое время - Курсовые работы - Готовые работы - Фактор успеха
Главная » Готовые работы » Курсовые работы

Институт семьи в странах Западной Европы в Новое время
28.10.2015, 10:19

ВУЗ: ХГУ
Предмет: История
Год сдачи: 2015
Объем: 40
Цена: 700
№ заявки: 267

Содержание

Введение 3
1. Брак в период Нового времени 9
1.1. Эволюция взглядов на брак и семью в странах Западной Европы в Новое время 9
1.2. Формы регламентации брака. Брачный возраст 11
1.3. Правовое регулирование семейных отношений в странах Западной Европы в Новое время 17
2. Анализ брачных отношений в крестьянских и буржуазных семьях 22
2.1. Особенности брачных отношений в семьях крестьян и ремесленников 22
2.2. Буржуазная семья 27
2.3. Взаимосвязь семьи и брака в странах Западной Европы в Новое время 30
Заключение 37
Библиографический список 39

Введение

Актуальность данной темы определяется тем, что семья как первичная ячейка общества, она содержит много информации об этом обществе. В семье из поколения в поколение передаются социальные стереотипы, в ней содержится дух эпохи. Так же, тема исследования имеет историческое и социальное значение, так как основывается на историко-демографических исследованиях; тема исследования созвучна с проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается российское общество – брак в раннем возрасте; недостаточное внимание детям, которое уделяется в современных семьях; место и роль мужчин и женщин в семье.
Чтобы представить себе историю какого-либо определенного вопроса, одного лишь изучения политических и экономических составляющих – недостаточно, для этого нужно воссоздать жизнь и быт людей изучаемого времени. Важное место в жизни людей занимают брачно-семейные отношения. Тем не менее, сегодня эти отношения сталкиваются со многими проблемами, иногда трудноразрешимыми. Опыт прошлого может помочь определить причины этих явлений и дать правильные прогнозы, принять эффективные меры по преодолению кризиса.
Каждая эпоха заполняет своими уникальными явлениями для этого времени человеческое бытие, в том числе, брак, любовь, счастье/несчастье, своим неповторимым содержанием. Таким образом, знания людей из различных исторических эпох об окружающем их мире, об основных ценностях жизни, о себе, - глубоко различны. Одной из актуальных задач истории является выявление меняющегося смысла этих представлений и доказательство зависимости их от социального контекста, переосмысления всей совокупности человеческих радостей и горестей. Только при таком подходе можно понять подлинные мотивы, побуждавшие мужчин и женщин далекого прошлого спешить (или, наоборот, не спешить) с браком, сохранять (или не сохранять) супружескую верность, выбирать ту или иную партию в браке или оставаться холостяком.
Исследованием института семьи в странах Западной Европы занимались многие ученые. Например, Р. Зидер в своей книге «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-ХХ вв.) изучает социальную историю семьи в традициях «со¬циальной истории». Исследовательская методология, воплощённая в книге, характеризуется многими её чертами:
Во-первых, она принципиально привержена полидисциплинар- ному подходу к анализу проблемы. Методы и достижения эконо¬мической истории (в узком смысле этого термина), этнографии, куль¬турологии, социальной психологии, демографии, медицины, права, социологии, антропологии, географии использованы в книге в том неразрывном единстве, которое с начальных моментов развития «но¬вой исторической науки», социальной истории стало её «визитной карточкой» и абсолютным требованием. Как призывал полвека назад Л. Февр: «Историки, будьте географами! Будьте правоведами, социо¬логами, психологами...».
Во-вторых, исследование Р. Зидера в самом точном смысле этого слова системно. Оно исходит из представления о семье как «о соци¬альном микрокосме, в котором живут и работают люди, социализиро¬ванные данным обществом и сами социализирующие приходящие на смену поколения». Семья сама по себе предстаёт в качестве достаточно сложной системы, результирующей воздействия макросистемы об¬щества и функционально реализующей задачи по репродукции рабо¬чей силы, общественных структур, формированию стереотипов пове¬дения полов, норм отношений родителей и детей, взрослых и стари¬ков, регулированию сексуального поведения в добрачный и брачный периоды. «Несущими конструкциями» семейного микрокосма, бес¬спорно, являются сферы воспроизводства и социализации: Р. Зидер анализирует их эволюцию с особым вниманием и основательностью.
В-третьих, эта книга претендует — и не без оснований — на це-лостность восприятия исследуемого в ней феномена. Автор не просто стремится представить каждый исторический тип семьи во взаимосвя¬зи различных его аспектов: экономического базиса, состава домохо¬зяйства, репродуктивного поведения, полового разделения функций, позиции отца и матери, отношения к детям, судьбы, уготованной ста¬рикам, и т.п. Целостность исследовательского подхода заключается в  сознательном и жёстко соблюдаемом расстоянии между субъектом по¬знания и предметом исследования, в «той рефлексии, которая позволя¬ет сохранить критическую дистанцию», утрата которой для социаль¬ной истории чревата катастрофой.
Статьи Э. Коула и К. Текше посвящены анализ снижения рождаемости в Европе в XIX – начале ХХ века. Американский ученый Э. Коул, известный многими работами в самых разных областях демографии, уделяет большое внимание и изучению демографической истории, в частности, истории рождаемости.
Статья П. Ласлетта затрагивает один из самых важных и дискуссионных вопросов современной исторической демографии – вопрос о структуре и типе семьи в Западной Европе. Согласно традиционной точке зрения, эволюция семьи, начиная со средний веков и особенно в эпоху индустриальных революций, шла в одном направлении: от больших «многоядерных» патриархальных семейных групп к малым «нуклеарным» семьям. В последние годы этот вгляд оспаривается многими историками (Ж. Дюби, К. Клапиш, Д. Герлихи и др.).
Таким образом, исследований о семьях в сранах Западной Европы в Новое время, - много, однако ее недостаточно для определения особенностей развития данного института.
Объектом исследования выступают брак и семья периода Нового времени в Западной Европе.
Предметом является институт семьи в странах Западной Европы в Новое время.
Цель исследования: исследование особенностей института семьи в странах Западной Европы в Новое время.
Задачи исследования:
1. Проследить эволюцию взглядов на брак и семью в странах Западной Европы в Новое время.
2. Изучить формы регламентации брака и брачный возраст.
3. Проанализировать особенности брачных отношений в семьях крестьян и ремесленников, а также буржуазии.
Хронологические рамки исследования: охватывают период истории Западной Европы с XVIII в. по XIX в. Начальным моментом исследования выбран конец XVIII в. Многое указывает на то, что в этот период в истории Западной Европы произошёл решающий поворот. Начала раз¬рушаться корпоративность «старого ремесла». Распространение до¬машней промышленности в деревне привело к возникновению семьи, переходной от мелкокрестьянской к пролетарской. Развитие тор¬говли, денежного обращения, промышленности в городах, а также численный рост прежде всего академической интеллигенции спо¬собствовали формированию «буржуазной семьи».
Географические рамки исследования: Географические рамки настоящего исследования определены территорией «классической» Западной Европы: это основные страны Западной Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания.
Обзор источников и литературы. В данной курсовой работе было разобрано множество публикаций различных авторов на эту тему, как отечественных, так и зарубежных. В них ученые пытаются реконструировать жизнь и привычный уклад жителя Европы Нового времени, понять его ежедневные заботы. Так, работы Ж. Дюби и М. Перро были основаны на разборе материалов о немецких городах. Авторы исследуют важнейшие аспекты брачных отношений и положения женщины в семьях ремесленников на примере официальных источников, это главным образом нормативные документы различной важности.
Работа А.И. Черкашениной касается изучения вопроса о семье и браке на основе исследований Франции. Автор проследил эволюцию семьи и брака, прав женщин, а также отношение к детям на протяжении всех этих веков. В книге идет анализ формы брака и семьи, прослеживается изменение взглядов на роль женщины в жизни общества, рассматриваются разные проблемы - половозрастные, об отношении к детству и старости. 
В работе Р.Г. Петрова собран материал ряда исследований, касающийся положения прав женщины в обществе, брачных отношений, понятия «семья». Работа основана на широком подборе различных источников и литературы. Рассмотрены вопросы о формах брака, условиях вступления в него, о супружеской верности.
На основе исследований различных источников в книге Гис Ф., Гис Дж. «Брак и семья в Новое время»  сделана попытка выявить основные тенденции развития брака и семьи в среде знати, среднего класса, крестьян и ремесленников на протяжении в период Нового времени. В работе отмечаются изменения в восприятии семьи, в ее общественной роли и в ее отношениях с более крупными родственными группами, в составе домохозяйства, во влиянии церковных представлений о браке, в распределении власти внутри семьи, в распоряжении ее собственностью и в ее окружающей среде, а также рассматриваются семейные чувства и отношения к половым связям.
Методологическую основу написания данной работы составляют общенаучные и частнонаучные методы познания – диалектический, материалистический, исторический, социологический, статистический. Работа базируется на комплексном подходе - принципиальном условии успешного анализа таких многоплановых категорий, как связи крупного региона со сложной хозяйственной структурой и исторического развития этого региона в области семейного быта. Основой для разработки теоретических и методологических аспектов исследования послужили основополагающие работы советских, российских и иностранных ученых по проблемам домохозяйства. Работа над раскрытием темы потребовала аналитической оценки специальной литературы по вопросам развития и становления института семьи в странах Западной Европы.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком.
 
1. Брак в период Нового времени

1.1. Эволюция взглядов на брак и семью в странах Западной Европы в Новое время

Б.М. Бим-Бад отмечает, что «…тип брачности, характерный для большинства стран Европы, в том виде, в каком он существовал, по крайней мере два столетия, вплоть до 1940 т., представ¬ляется, насколько мы можем судить, уникальным или почти уникальным» . Не известны примеры, когда населе¬ние, не принадлежащее к европейской цивилизации, ха¬рактеризовалось бы сходным типом брачности.
К отличительным особенностям европейского типа брачности относятся :
Если европейский тип брачности представля¬ется столь уникальным явлением, то естественно за¬даться вопросом: когда он возник? Любопытно, что этот вопрос, похоже, почти никогда и не ставился, не говоря уж о том, что на него никогда не был дан удовлетвори¬тельный ответ. Иногда высказывалось предположение, что поздние браки характерны для промышленно раз¬витых обществ с городским населением, а в сельскохо-зяйственных странах в брак вступают рано. Это пред¬положение, безусловно, лишено оснований. Скандина¬вию в XVIII веке вряд ли можно считать городской или промышленно развитой.
Таким образом, европейский тип брачности сложился ранее XVIII века. Для него было характерно позднее вступление в брак, а также значительная доля лиц, никогда не состоявших в браке. Исключение для данного типа брачности были восточные и юго-восточные районы.

1.2. Формы регламентации брака. Брачный возраст

Изучая брачность XVIII века, можно не ограничиваться данными о распределении населения по брачному сос¬тоянию. Возможно, более естественный подход заключа¬ется в использовании распределения браков по возрасту и вычисленного на этой основе среднего возраста вступ¬ления в брак. Можно начать с временных рядов для Франции, опубликованных С.Н. Гавровым . Эти цифры - сре¬дние возрасты вступления в брак для всех браков, т. е. без различия между первым и последующими браками.
Прежде чем приступить к интерпретации данных о среднем возрасте вступления в брак, следует уста¬новить, какие средние возрасты следует рассматривать как характеризующие европейский тип брачности и ка¬кой уровень указывает на неевропейский тип.
Число браков, на основе которого вычислены средние значения, не дается, но исходя из другой информации оно, очевидно, превышало 150 в каждом приходе. Не ясно также, оказалось ли возможным установить воз¬раст супругов для всех браков, заключенных в указан¬ные периоды.
За последние годы метод сопоставления записей при¬менялся во многих исследованиях. Существенную по¬мощь в этом плане может оказать современная вычисли¬тельная техника, и подобного рода исследования будут проводиться все более интенсивно, так что в ближайшие годы надо ожидать появления значительного числа дан¬ных о возрастах вступления в брак в XVII и XVIII ве¬ках. Временные ряды, представленные выше, относятся к сельскому населению Италии и охватывают два с половиной сто¬летия. Это результаты обширного исследования, где ос¬новное внимание было уделено генетике человека. Ис¬следование проводилось под руководством Л. Л. Кавалли-Сфорца, который любезно предоставил данные, при¬веденные выше. Видно, что средние возрасты вступ¬ления в брак флуктуируют (частично из-за малого чис¬ла случаев в выборке), но никакого тренда не проявля¬ется.
Таблица 1 - Браки в деревне Риана (епископат Пармы), Италия
Таблица учитывает все браки, включая повторные.
Депарсье опублико¬вал в 1746 г. данные о распределении по брачному состо¬янию и возрасту смерти в 1715—1744 гг. для прихода Сен-Оюльпис в Париже. Из числа женщин, умерших в возрасте старше 50 лет, 15% были незамужними, не ме¬нее 20% из числа мужчин—неженатыми; Депарсье от-мечает, что в этом районе жило много слуг.

1.3. Правовое регулирование семейных отношений в странах Западной Европы в Новое время

Рассмот̣рим п̣равовое ̣рег̣ули̣рование инстит̣ута семьи на п̣риме̣ре ФРГ. Ге̣рманский г̣ражданский кодекс ̣установил для вст̣упления в б̣рак высокий б̣рачный воз̣раст : для жены 16 лет, для м̣ужа 21 год. П̣раво ̣родителей давать согласие на б̣рак ог̣раничено: отец вп̣раве давать ̣раз̣решение на б̣рак только несове̣ршеннолетним детям; мать - только незаконным детям. Зап̣рещено было вст̣упление в б̣рак ̣разведенным лицам, если п̣ричиной ̣развода было сове̣ршенное ими п̣релюбодеяние (§1305).
Ге̣рманский ГК весьма под̣робно (свыше 450 па̣раг̣рафов) ̣регламенти̣р̣ует п̣равоотношения, связанные с по̣рядком наследования. Наследственное п̣раво по Ге̣рманском̣у г̣ражданском̣у кодекс̣у основано в своих с̣ущественных че̣ртах на ста̣ром ге̣рманском п̣раве.
Ши̣рокомасштабная ̣рефо̣рма, нап̣равленная на дальнейш̣ую либе̣рализацию но̣рм б̣рачно-семейного законодательства, была п̣роведена в 1976 г. В настоящее в̣ремя § 1565 (1-2) Ге̣рманского г̣ражданского кодекса постановляет:
Вывод по первой главе.

2. Анализ брачных отношений в крестьянских и буржуазных семьях

2.1. Особенности брачных отношений в семьях крестьян и ремесленников

Ещё в середине XIX в. достижение хозяйственной самостоятельнос¬ти, основание собственного домохозяйства и вступление в брак по времени в жизни крестьянина и ремесленника совпадали. Уже в цеховых уставах средних веков и начала нового времени часто ясно утверждалось, что мастер должен «обладать» собственным домом, мастерской и женой. Это не должно вести к признанию нормотворческих актов первопричиной такого положения. Устав лишь фиксировал практи¬ку производства.
Таким об̣разом, го̣родское общество и цехи ̣устанавливали, что жёны ̣ремесленников должны ̣работать в домашнем хозяйстве, в са¬д̣у и на земле и, в сл̣учае необходимости, п̣родавать ̣ремесленные изделия.
Власть ̣ремесленника в с̣уп̣р̣ужестве и семье имела т̣ри пе̣репле¬тённых д̣р̣уг с д̣р̣угом ко̣рня: «масте̣рство», отеческие п̣рава, обязан¬ности и политические полномочия как члена цеха и г̣ражданина го¬̣рода. Членство женщины в цехе, а также её общественное положе¬ние в го̣роде в значительной степени оп̣ределялось положением её с̣уп̣р̣уга. Какой-либо п̣равовой и политической самостоятельности женщина не имела.
Таким об̣разом, эмансипация подмасте̣рьев имела последствия для «оставлен¬ных» ими семей масте̣ров. Она благоп̣риятствовала о̣риентации по-следних на б̣у̣рж̣уазный «семейный идеал», кото̣рый на ̣р̣убеже XVIII-XIX вв. всё с большей силой п̣ропаганди̣ровался п̣ублици¬стикой. В ̣рез̣ультате отношения межд̣у с̣уп̣р̣угами и межд̣у ̣родите¬лями и детьми становились более эмоциональными, началось об¬особление сфе̣ры частной жизни, впе̣рвые стало возможным п̣редъ¬явить к об̣ращению вз̣рослых с детьми т̣ребование систематической ̣рефлексии (педагогизации). В то в̣ремя как ̣ремесленные подмасте¬̣рья, живя в ночлежках и снимая ̣углы, только вставали на п̣уть к об̣ретению семьи, в семьях масте̣ров появлялись п̣ризнаки их «об̣у̣р- ж̣уазивания». Ве̣рным показателем этих изменений является повы-шение в XVIII в. т̣ребований к жилищ̣у: ̣расп̣рост̣ранялась «мелко-б̣у̣рж̣уазная» жилая обстановка. «П̣роизводная» от б̣у̣рж̣уазного станда̣рта, она позднее поко̣рила вк̣усы возникавшего п̣ромышлен¬ного п̣ролета̣риата.

2.2. Буржуазная семья

До середины XVIII в. в Западной Европе у дворянства доминировала, скорее, деловая уста¬новка на брак. Необходимость вычисления его экономической це¬лесообразности была объяснена в главах о крестьянах и ремеслен¬никах.
Претензии мужчины на власть объективно основывались на его труде вне дома, приносившем доход, профессиональной квалифи¬кации — предпосылке его успеха. Работа по дому, впервые ставшая чисто женской, утрачивала свой производительный характер и всё больше становилась работой по воспроизводству. Она всё меньше ценилась в обществе, признаками которого в возраставшей степени становились расчёт и максимизация прибыли. Тем самым сохраня¬лось традиционное подчинение женщины мужчине. Но мужчина стал вдобавок единственным «кормильцем семьи»: только он при¬носил денежный доход, теперь получивший главное значение. Своей фигурой, красотой и элегантностью, не в последнюю очередь — своим уме¬нием поддержать беседу она представляла в первую очередь не саму себя, а профессиональный успех мужа .
Таким об̣разом, б̣у̣рж̣уазная семья XVIII-XIX вв., по̣родила новый тип человека: не т̣реб̣ующего внешнего ̣р̣уководства, отвечающего за самого себя, дисциплини̣рованного,— полн̣ую п̣ротивоположность а̣ристок̣ра-тическом̣у бездельник̣у, фланё̣р̣у и г̣уляке, описанном̣у Вальте̣ром Бенжаменом па̣рижанин̣у, «г̣ражданин̣у столицы XIX в.» Б̣у̣рж̣уаз¬ная семья, изначально наделённая двойным з̣рением об̣разования и капитала, «загадочнейший инстит̣ут эпохи», п̣роизвела дисципли¬ни̣рованного накопителя, кото̣рый ̣рано п̣ривык к от̣речению от ст̣растей, чтобы наслаждаться высшим, кото̣рый «сна̣р̣ужи» самым се̣рьёзным об̣разом с̣ражался на ̣работе, чтобы в семье п̣рипасть к лон̣у своей ставшей частью дома с̣уп̣р̣уги. Но она дала также деятелей иск̣усства и интеллект̣уалов, кото̣рые поста¬вили под сомнение этот ми̣р им̣ущих б̣у̣рж̣уа.

2.3. Взаимосвязь семьи и брака в странах Западной Европы в Новое время

Выбор брачного партнёра, освобождённый от расчётов роди¬тельской семьи, хотя и «индивидуализировался» и «персонализиро¬вался», но ни в коей мере не стал независимым от влияния общест¬ва, как не прекратилось его воздействие на общество. И в «постин¬дустриальном» обществе семья является основным агентом образо¬вания социальных слоёв. Брак и рождение создают действительные в течение десятилетий социальные структуры: они помещают инди¬видуума на определённое социальное место в обществе. Выбор брач¬ных партнёров следует социальным закономерностям в той мере, в какой они суммой всех заключённых браков порождают относи¬тельно стабильные статусные структуры в обществе. Намерению вступить в брак предшествует, по крайней мере у большинства лю¬дей в европейских промышленно развитых странах, длительный процесс ориентации и «социокультурной настройки» человека на брак и семью. В этом смысле семья воспроизводит людей, изна¬чально настроенных на то, чтобы основать новую семью (с ростом числа людей, которые выросли не в традиционных семьях, возни¬кающая таким образом «самоочевидность» брака и создания семьи в тенденции ослабляется известным выбором между альтернативами) .
Таким об̣разом, б̣у̣рж̣уазная семья XVIII-XIX вв., по̣родила новый тип человека: не т̣реб̣ующего внешнего ̣р̣уководства, отвечающего за самого себя, дисциплини̣рованного. Б̣у̣рж̣уаз¬ная семья, изначально наделённая двойным з̣рением об̣разования и капитала, «загадочнейший инстит̣ут эпохи», п̣роизвела дисципли¬ни̣рованного накопителя, кото̣рый ̣рано п̣ривык к от̣речению от ст̣растей, чтобы наслаждаться высшим, кото̣рый «сна̣р̣ужи» самым се̣рьёзным об̣разом с̣ражался на ̣работе, чтобы в семье п̣рипасть к лон̣у своей ставшей частью дома с̣уп̣р̣уги. Но она дала также деятелей иск̣усства и интеллект̣уалов, кото̣рые поста¬вили под сомнение этот ми̣р им̣ущих б̣у̣рж̣уа.
Вывод по второй главе.

Заключение

Таким образом, начальным моментом данного исследования выбран конец XVIII в. Многое указывает на то, что в этот период в истории Западной Европы произошёл решающий поворот. Начала раз¬рушаться корпоративность «старого ремесла». Эмансипация подмастерьев имела последствия для «оставлен¬ных» ими семей мастеров. Она благоприятствовала ориентации по¬следних на буржуазный «семейный идеал», который на рубеже XVIII-XIX вв. всё с большей силой пропагандировался публици¬стикой. В результате отношения между супругами и между родите¬лями и детьми становились более эмоциональными, началось об¬особление сферы частной жизни, впервые стало возможным предъ¬явить к обращению взрослых с детьми требование систематической рефлексии (педагогизации). В то время как ремесленные подмасте¬рья, живя в ночлежках и снимая углы, только вставали на путь к обретению семьи, в семьях мастеров появлялись признаки их «обур- жуазивания». Верным показателем этих изменений является повы¬шение в XVIII в. требований к жилищу: распространялась «мелко¬буржуазная» жилая обстановка. «Производная» от буржуазного стандарта, она позднее покорила вкусы возникавшего промышлен¬ного пролетариата.
Распространение до¬машней промышленности в деревне привело к возникновению семьи, переходной от мелкокрестьянской к пролетарской. Развитие тор¬говли, денежного обращения, промышленности в городах, а также численный рост прежде всего академической интеллигенции спо-собствовали формированию «буржуазной семьи».
Буржуазная семья XVIII-XIX вв., породила новый тип человека: не требующего внешнего руководства, отвечающего за самого себя, дисциплинированного,— полную противоположность аристокра¬тическому бездельнику, фланёру и гуляке, описанному Вальтером Бенжаменом парижанину, «гражданину столицы XIX в.» Буржуаз¬ная семья, изначально наделённая двойным зрением образования и капитала, «загадочнейший институт эпохи», произвела дисципли¬нированного накопителя, который рано привык к отречению от страстей, чтобы наслаждаться высшим, который «снаружи» самым серьёзным образом сражался на работе, чтобы в семье припасть к лону своей ставшей частью дома супруги. Но она дала также деятелей искусства и интеллектуалов, которые поста¬вили под сомнение этот мир имущих буржуа.

Библиографический список

1. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобаль- ную эру / Пер. с англ. под ред. В.И. Иноземцева. М.: Логос, 2003. 350 с.
2. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография / предисл. Л. С. Перепелкин. Федеральная целевая программа «Культура России». М.: Ин- теллектуальная книга - Новый хронограф, 2010. 352 с.
3. Брандт. Г.А. Философская антропология феминизма: природа женщины. Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2004. - 204 с.
4. Веккьо С. Хорошая жена // История женщин на Западе : в 5 т. Т. II. Молчание Средних веков / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009.
5. Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. М.: МГУДТ, 2009. 134 с.
6. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. // Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - С. 287-526.
7. Занков Д.С. Восприятие сферы сексуального в западной Европе эпохи средневековья // Клио. 2005. № 2. С. 84-90.
8. История женщин на Западе: в 5 т. Т. II. Молчание Средних веков / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009.
9. История женщин на Западе: в 5 т. Т. III. Парадоксы эпохи Возрождения и просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2008.
10. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 360 с.
11. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее эволюция в условиях пе- рехода к постиндустриальному обществу. Курск, 2001. 188 с.
12. Опитц К. Было ли женское движение в Средние века? // История женщин на Западе : в 5 т. / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009. Т. II. Молчание Средних веков.
13. Опитц К. Как жили в позднем средневековье // История женщин на Западе: в 5 т. Т. II. Молчание Средних веков / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2009.
14. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. 232 с.
15. Салман Ж-М. Ведьмы // История женщин на Западе : в 5 т. Т. III. Парадоксы эпохи Возрождения и просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб., 2008.
16. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2006. - 1176 с.
17. Черкашенина А.И. Тендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии.: дис. канд. ист. наук наук: 07.00.03. Ставрополь, 2010. - 310 с.1.
18. Якимова Е.В. Социально-психологические аспекты семьи и брака: теория и эмпирия // Человек: Образ и сущность. Ежегодник 2007: Семья: Традиции и современные тенденции / РАН. ИНИОН. С. 215–243.
Источники
19. Гражданский кодекс Германии: в 2-х тт. / Вступл. к русск. изд. д-ра Ф. Штрубе и д-ра Ю. Риса. СПб.: АНКАД, 2004. - 539с.
20. Гражданское уложение Германии (Deutsches Buergerliches Gesetzbuch mit Einfuehrungsgesetz): ввод. закон к Гражд. уложению; пер. с нем. В. Бергман. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Wolters Kluwer Russia, 2008. - 246с.
21. Августин Аврелий. Исповедь // Гендерная история Западной Европы: хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. I. С. 142—153.
22. Августин Аврелий. О супружестве и похоти // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М., 2006. Кн. I. С. 135—142.
23. Блаженный Иероним Стридонский. К Евстохии. О хранении девства// Блаженный Иероним Стридонский. Да будут одежды твои светлы : сб. писем / сост. И. Г. Шахматова. М., 2006.

 

Категория: Курсовые работы | Добавил: ostanina
Просмотров: 242 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


ЧТОБЫ КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ, ЗАПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ФОРМУ

E-mail отправителя *:
Ваше имя *:
Ваш контактный телефон или номер icq *:
Информация о покупаемой работе *:
Код безопасности *:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]