Игровые приемы как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня - Курсовые работы - Готовые работы - Фактор успеха
Главная » Готовые работы » Курсовые работы

Игровые приемы как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
28.10.2015, 12:15

ВУЗ: Абакан
Предмет: Логопедия
Год сдачи: 2015
Объем: 56
Цена: 700
№ заявки: 320

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические обоснования проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10
1.3. Роль игры в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста 13
Глава II. Эмпирическое исследование развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 17
2.1. Описание методик исследования по выявлению уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 17
2.2. Анализ полученных результатов исследования 17
2.3. Методические рекомендации по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III вида с помощью игровых приемов 24
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение А 41
Приложение Б 51

Введение

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.
Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определённые требования и к дошкольному воспитанию.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.
Без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Необходимость изучения лексической стороны речи диктуется недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос развития словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О. С. Ушакова рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, С. Н. Сазонова рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность исследования. Изучением особенностей лексики детей с ОНР и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина и др.
Объект исследования: развитие словаря детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые приемы как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования игровых приемов для развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить методические рекомендации и комплекс игровых упражнений для развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологическая основа исследования:
1. Учение Л.С. Выготского о дефекте и его структуре.
2. Концепция А.Н. Гвоздева о нормальном развитии речи.
3. Положения о взаимосвязи между состоянием речи и уровня развития словарного запаса ребенка (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова).
Методы исследования:
- теоретические – анализ психолого-педагогической литературы;
– эмпирические: Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой; Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой; Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой;
- интерпретационные – количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость: исследование расширяет научные представления о развитии словаря детей дошкольного возраста и углубляет знания о развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс игровых упражнений для развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня может быть использован в работе логопедов детских садов.
Экспериментальная база исследования: МДОБУ «ЦРР-д/с «Колокольчик»«.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
 
Глава I. Теоретические обоснования проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Развитие словаря ребенка в онтогенезе напрямую связано с его представлениями об окружающей действительности. Накопление знаний и представлений об окружающем, протекает в процессе речевой и неречевой деятельности при взаимодействии ребенка с реальными объектами, явлениями, а так же через общение со взрослыми. Обогащение словаря происходит через знакомство с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий [6, с. 5].
По данным А. Штерна, в период от 1-го года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев словарь ребенка насчитывает примерно 100 слов. В 2 года - 300 - 400 слов. В 3 года - 1000 - 1100 слов. В 4 года - 1600 слов. В 5 лет - 2200 слов [2, с. 8].
По данным А.Н. Гвоздева, в 4 года в словаре ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27, 4 % глаголов, 11,8% прилагательных, 5, 8 % наречий, 1, 9 % числительных, 1, 2% союзов, 0, 9 % предлогов и 0, 8 % междометий и частиц [12, с.108].
А.М. Бородич и В.И. Яшина дают определения понятиям активный и пассивный словарь:
Таким образом, словарь дошкольников активно развивается за счет слов, придуманных ими. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Е. М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генезиса отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии и др.) [8].
Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления слов в речи детей с общим недоразвитием речи многообразны [8, с. 49-52 ]. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении.
Итак, для детей с разными уровнями ОНР, характерным является: недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции; нестойкость замен сочетается в правильном и нарушенном произношении. Структура многосложных слов часто упрощается, сокращается, пропускаются слоги. В словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании обобщающей и абстрактной лексики, в понимании и употреблении слов с переносным значением, с трудом используют в речи синонимы, антонимы.

1.3. Роль игры в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста

Одним из эффективных средств формирования  словаря   детей   дошкольного   возраста  выступает игра. Выполняя функцию средства обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Содержание и методика словарной работы, осуществляемая в форме дидактических игр, в разных возрастных группах имеет свои особенности.
Таким образом, игра является одним из средств формирования  словаря   детей   дошкольного   возраста. Методика проведения дидактических  игр  в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, а также особенностями овладения детьми различными лексическими единицами.

Глава II. Эмпирическое исследование развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

2.1. Описание методик исследования по выявлению уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

В рамках экспериментальной работы нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Экспериментальной базой исследования являлось МДОБУ «ЦРР-д/с «Колокольчик»«.
В экспериментальную выборку вошло 20 детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

2.2. Анализ полученных результатов исследования

Проанализируем результаты, полученные с помощью методики обследования словарного запаса детей О.Г.Грибовой, Т.П.Бессоновой.
При исследовании объема активного (пассивного) предметного словарного запаса были получены следующие результаты, которые представлены на рисунке 1.
Далее было проведено исследование умения различать сходные по звучанию слова (рисунок 2).
Далее исследовалось умение обобщать понятия (рисунок 3).
На следующем этапе было изучение умение подбирать к словам синонимы и антонимы. Результаты представлены на рисунке 4.
В ходе исследования умения употреблять многозначные слова детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, мы получили результаты, которые представлены на рисунке 4.
Последним этапом было изучение понимание и употребление детьми предлогов. Полученные результаты представлены на рисунке 6.
Проведя исследование и проанализировав данные проведённых методик, можно сделать следующие выводы:

2.3. Методические рекомендации по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III вида с помощью игровых приемов

Исходя из результатов нашего исследования, нами было принято решение о составлении методических рекомендаций по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III вида. Нами были выделены следующие направления логопедического воздействия:
В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н.В Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
5 направление. Развитие предикативного словаря.
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
Далее нами был составлен комплекс игровых упражнений, направленный на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Приложение Б).

Заключение

Таким образом, словарь дошкольников активно развивается за счет слов, придуманных ими. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Для детей с разными уровнями ОНР, характерным является: недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции; нестойкость замен сочетается в правильном и нарушенном произношении. Структура многосложных слов часто упрощается, сокращается, пропускаются слоги. В словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании обобщающей и абстрактной лексики, в понимании и употреблении слов с переносным значением, с трудом используют в речи синонимы, антонимы.
Игра является одним из средств формирования  словаря   детей   дошкольного   возраста. Методика проведения дидактических  игр  в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, а также особенностями овладения детьми различными лексическими единицами.
Проведя эмпирическое исследование развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы пришли к следующим выводам:
– количество употребленных существительных детьми более высокое, чем других частей речи;
– наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных и предлогов;
– появляется больше прилагательных, когда дети опираются на картинный материал.
Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности словарного запаса детей с общим недоразвитием речи, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.

Библиографический список

1. Белошеина Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) // Ребенок в детском саду. – 2008. - №1. – С. 20-25.
2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
3. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. - М., 2007. – 224 с.
4. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22-25.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013.
6. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.
7. Жукова Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2006. – 320 с.
8. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.
9. Июдина Л. В. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. - 2008. - № 7 - С. 37-43.
10. Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки.//Дефектология. – № 6. – 2007. - С 41 – 48
11. Коновалов С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / Коновалов С. Н. // Логопедия сегодня. - 2010. - № 3. - С. 16-17.
12. Коновалова С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / Коновалова С. Н. // Логопед в детском саду. - 2010. - № 6-7. - С. 5-7.
13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. Санкт-Петер. И.Союз. 2006, 218 с.
14. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 2008.
15. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 680 с.
16. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова Р.И. Лалаева Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 5. – М.: ВЛАДОС, 2006.
17. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия 2008. – С. 223 – 226.
18. Михайлова Е. А. Особенности глагольной лексики и навыков образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Михайлова Е. А., Милютина Л. В., Михайлова О. Д. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8. - С. 22-27.
19. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М. : НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.
20. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Комплексный подход. / С.Н. Сазонова. - М.: 2006. – 144 с.
21. Тихонова Г. А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи / Тихонова Г. А. // Логопед в детском саду. - 2010. - № 6-7. - С. 76-81.
22. Туманова Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова //Дефектология.- 2004.- №5.- С. 34-41.
23. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2006. – 106 с.
24. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2006. – 314 с.
25. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов. Том 5. - М., 2006.
26. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
27. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи -М., Айрис-пресс, 2006, 64 с.

 

Категория: Курсовые работы | Добавил: ostanina
Просмотров: 608 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


ЧТОБЫ КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ, ЗАПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ФОРМУ

E-mail отправителя *:
Ваше имя *:
Ваш контактный телефон или номер icq *:
Информация о покупаемой работе *:
Код безопасности *:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]