ВУЗ: Абакан
Предмет: Педагогика
Год сдачи: 2015
Объем: 34
Цена: 700
№ заявки: 316
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы развития навыков самостоятельности у детей раннего возраста в коллективном труде 6
1.1. Определение самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Развитие самостоятельности в раннем возрасте 10
1.3. Роль коллективного труда в формировании навыков самостоятельности у дошкольников 13
Глава 2. Экспериментальное исследование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда 18
2.1. Выявление навыков самостоятельности у детей раннего возраста (констатирующий эксперимент) 18
2.2. Формирование самостоятельности в процессе коллективного труда детей раннего возраста 20
2.3. Анализ результатов проведенного исследования (контрольный этап) 24
Заключение 26
Библиографический список 28
Приложение А 31
Приложение Б 32
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие у детей навыков самостоятельности играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Навыки самостоятельности у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка младшего дошкольного возраста.
Владение навыками самостоятельности (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самостоятельности позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Большое значение изучению проблемы формирования навыков самостоятельности придавали В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.
Все вышеизложенное определило выбор темы курсового исследования: «Формирование навыков самостоятельности у детей раннего возраста в коллективном труде».
Объект исследования: формирование навыков самостоятельности у детей раннего возраста.
Предмет исследования: формирование навыков самостоятельности у детей раннего возраста в коллективном труде.
Цель исследования: изучить дидактические основы формирования навыков самостоятельности у детей раннего возраста посредством коллективного труда.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования навыков самостоятельности у детей раннего возраста в трудах отечественных ученых.
2. Выявить значение коллективного труда в развитии самостоятельности у детей раннего возраста.
3. Определить уровень сформированности навыков самостоятельности у детей раннего возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность коллективного труда в формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста.
Методологическую основу исследования составляют:
- Теории трудового воспитания дошкольников (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.);
- Положение о коллективной деятельности деятельности в развитии ребенка Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение за детьми для определения уровня сформированности навыков самостоятельности;
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для формирования навыков самостоятельности у детей раннего возраста.
База исследования: .
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
1. Теоретические основы развития навыков самостоятельности у детей раннего возраста в коллективном труде
1.1. Определение самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях
Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.
В.Д. Иванов в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности. Также Иванов рассматривает самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением. Необходимыми компонентами достаточной самостоятельности Иванов выделяет [8]:
Таким образом, традиционно в отечественных психолого-педагогических исследованиях самостоятельность рассматривают как важнейшую характеристику личности, которая не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности). Данная проблема на сегодняшний день потому и актуальна, что не существует единого рассмотрения ее сущности. В своей работе под самостоятельностью мы будем понимать личностное качество, которое включает в себя желание детей быть активными, инициативными, независимыми в своих действиях, уметь планировать собственную деятельность и оценивать ее результаты. Для того чтобы понять характер природы самостоятельности детей дошкольного возраста необходимо выявить особенности ее развития.
1.2. Развитие самостоятельности в раннем возрасте
Самостоятельность как качество личности развивается с ранних лет. По мнению Н.К. Крупской, самостоятельность – важнейшее качество личности, все зависит от того, насколько успешно она формируется на ранних этапах ее развития [16].
Анализ психологической литературы, позволяет утверждать, что впервые тенденция к самостоятельности наблюдается уже в 3 года. Ученые не исключают, что и в более раннем возрасте у детей можно обнаружить зачатки этого свойства [23].
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте происходит поэтапно:
По мнению В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимова в условиях правильной организации детской деятельности, самостоятельность дошкольников развивается от репродуктивной воспроизводящего характера (самостоятельное воспроизведение образцов, способов действий и пр.) к самостоятельной с элементами поисковой деятельности и творчества. Творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности ребенка. Творческая деятельность развивает у детей способность самостоятельно обнаруживать новое решение проблем, новые способы выражения своих замыслов, способность гибко и вариативно использовать имеющиеся умения и знания [12].
1.3. Роль коллективного труда в формировании навыков самостоятельности у дошкольников
Трудовая деятельность – это осознанная целенаправленная деятельность ребенка, которая направлена на осуществление результата и регулируется волевыми проявлениями [22].
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В.Г. Нечаева, Г. Н. Година, Р.С. Буре и др.)
Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд [18].
В практике детских садов при организации труда педагог часто решает разные воспитательные задачи по отношению к тем или иным детям. Так, даже в старших группах встречаются (в силу разных причин) отстающие дети в овладении необходимыми навыками, работу которых приходится тщательно контролировать.
Глава 2. Экспериментальное исследование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда
2.1. Выявление навыков самостоятельности у детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)
Эмпирическое исследование навыков самостоятельности у детей раннего возраста проводилось на базе . В ходе исследования было задействовано 10 детей раннего возраста. Основным критерием выборки явился возраст детей.
Для определения уровня сформированности навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста, нами было проведено наблюдение за детьми по определению уровня сформированности
навыков самостоятельности, по некоторым направлениям, а именно:
Рассмотрим некоторые моменты навыков более подробно.
Результаты наблюдения навыков самообслуживания детей заносились в протокол (Приложение А).
Сводные показатели сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, представлены на рисунке 1.
2.2. Формирование самостоятельности в процессе коллективного труда детей раннего возраста
Формирующий этап опытно–экспериментальной работы был направлен на развитие самостоятельности у детей раннего возраста посредством использования трудовой деятельности.
Работа проводилась 4 недели, в течение которых 1 раз в неделю проводился коллективный труд, и ежедневно – трудовые поручения как индивидуального, так и подгруппового характера, с разной продолжительностью выполнения (эпизодические и длительные).
При разработке содержания формирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы учитывали следующие принципы:
Развитие самостоятельности в процессе трудовой деятельности в природе был организован в три этапа: начальный, основной, заключительный.
2.3. Анализ результатов проведенного исследования (контрольный этап)
Для проверки эффективности проделанной нами работы, мы провели контрольный этап опытно-экспериментальной работы, на котором был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Анализ результатов показал следующее, что 30% детей имеют сформированные навыки, но они требуют совершенствования и закрепления, у 30% детей навыки находятся в стадии становления, у 40% детей навыки не сформированы. Отобразим сформированность культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ (рисунок 2).
Заключение
Традиционно в отечественных психолого-педагогических исследованиях самостоятельность рассматривают как важнейшую характеристику личности, которая не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности). Данная проблема на сегодняшний день потому и актуальна, что не существует единого рассмотрения ее сущности. В своей работе под самостоятельностью мы будем понимать личностное качество, которое включает в себя желание детей быть активными, инициативными, независимыми в своих действиях, уметь планировать собственную деятельность и оценивать ее результаты. Для того чтобы понять характер природы самостоятельности детей дошкольного возраста необходимо выявить особенности ее развития.
Под самостоятельностью дошкольника понимается стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя необходимые действия. Только при правильном руководстве воспитателя и при применении всех средств в комплексе можно воспитать самостоятельность в ребенке. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам говорить о том, что одним из эффективных средств развития самостоятельности у старших дошкольников является трудовая деятельность (Н.К. Крупская, Г.Н. Година, Р.С. Буре, Е.И Тихеева).
Трудовая деятельность представляет собой деятельность предполагающую целесообразную направленность усилий на достижение результата, требует определенных затрат, физических и умственных сил. Результат труда зависит от количества затраченных усилий, уровня, владения умениями и навыками. Р.С. Буре представила следующие виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе, а также формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд. В зависимости от возраста детей, изменяется характер и содержание труда.
Анализ теоретических положений позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ................... Была прослежена динамика изменения уровня сформированности навыков самостоятельности в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики проведенной работы. Изменения уровня сформированности умений по формированию навыков самостоятельности имеют позитивную динамику. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом.
Контрольный этап эксперимента выявил положительную динамику усвоения детьми навыков самостоятельности. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу о том, что овладение навыками самостоятельности у детей раннего возраста будет успешнее, благодаря организации коллективного труда, способствующему поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Библиографический список
1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика.// М. Просвещение. 1988.
3. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культу¬ра, 2005. – 240 с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 1998.
5. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132.
6. Борисова, З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. – Л., 1953. – 23с.
7. Буре Р.С., Година Г.Н., Виноградова А.М. Название: Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Издательство: Просвещение Год: 1989.
8. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р.С. Буре М.: Просвещение, 1987. 421с.
9. Буре, Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983.
10. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - №37. - с. 20-23.
11. Воспитание дошкольника в труде./Под. Ред. Нечаевой. – М., 1983.- 150с.
12. Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста// Година Г.Н., Пилючиной Э.Г., М.: Просвещение – 1987.
13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. СПб.: ДетствоПресс, 2003. 215с.
14. Жуковская Р.И. Игры и трудовые занятия в детском саду: опыт работы с детьми шестилетнего и семилетнего возраста / Р.И. Жуковская / Под ред. Н. Нечаева, С. Гайсиновича. – М., 1935. – 68 с.
15. Игра и труд вдошк. возрасте. … Педологич. пути дошк. воспитания, М. — Л1931 (в соавт. с Е. Б. Моложавой).
16. Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника. Алиева Т.И. Научн. ред.: Л.А. Парамонова и др. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.
17. Козлова, С.А., Куликова, Т. А., Дошкольная педагогика – М.: Просвещение – 2001 – 174с.
18. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988.
19. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности//Вопросы психологии. 1990. № 2. С.35-42.
20. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, А.Н.Белоус и др.; под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
21. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005.
22. Крупская, Н.К. «Дошкольное воспитание детей».// Н.К. Крупская. – М.: «Педагогика», 1999. – 360с.
23. Макаренко, А. С. Трудовое воспитание. Отношение, стиль, тон в коллективе Текст. // Педагогические сочинения: в 7 т. / А. С. Макаренко. М., 1957.-Т. 5.-С. 133-162.
24. Маханёва М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
25. Неверович Я.З. Психологический анализ формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 64.
26. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с.
27. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987. 96с.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 сю.
29. Финькевич Л.В., Савченко Н.В. Социальная психология детства. – Минск, 2010.
|