Влияние внеурочной деятельности на развитие нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста. - Дипломы - Готовые работы - Фактор успеха
Главная » Готовые работы » Дипломы

Влияние внеурочной деятельности на развитие нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста.
16.09.2015, 08:03

ВУЗ: Абакан
Предмет: Психология и педагогика
Год сдачи: 2015
Объем: 68
Цена: 1000
№ заявки: 211

 

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования нравственно-волевых качеств личности 6
1.1. Содержание понятий «нравственность», «воля», «нравственно-волевые качества» 6
1.2. Особенности, средства развития нравственно-волевых качеств у младших школьников 13
2. Роль внеурочной деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста 23
2.1. Понятие, содержание и формы внеурочной деятельности 23
2.2. Анализ программы «Ступеньки мудрости» 31
2.3. Ролевые игры, их влияние на развитие нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста 35
2.4. Описание опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение А 57
Приложение Б 65

Введение

Актуальность: современные изменения общества требуют особого внимания к подрастающему поколению, воспитанию таких качеств личности, которые обеспечивают дальнейшее развитие личности. Воспитание нравственно-волевых качеств личности подрастающего поколения является актуальным во все времена. Нравственность передается из поколения в поколение в силу массовой привычки и поддерживается общественным мнением. Каждый человек, усваивая нравственность общества, начинает сам регулировать свое поведение и оценивать поведение других. Развитие воли и ее воспитание является оной из неотъемлемых задач единого, всестороннего процесса воспитания.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в различных формах (экскурсии, кружки, соревнования, олимпиады). Поэтому эффективно осуществлять нравственно-волевое развитие во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем подтвердить влияние внеурочной деятельности на развитие нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: развитие нравственно-волевых качеств как педагогическая проблема.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство развития нравственно-волевых качеств у учащихся 3 класса.
Гипотеза: развитие нравственно-волевых качеств у учеников 3 класса во внеурочной деятельности будет протекать эффективно, если учитель:
1) организует на занятиях работу в микрогруппах, различного уровня проявления воспитанности; 
2) использует на каждом занятии ролевые игры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования и рассмотреть содержание понятий «нравственность», «воля», «нравственно-волевые качества».
2. Охарактеризовать особенности, средства развития нравственно-волевых качеств у младших школьников.
3. Раскрыть понятие, содержание и формы внеурочной деятельности.
4. Проанализировать программу кружка «Ступеньки мудрости» с целью возможности использовать ролевые игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств.
5. Опытно-экспериментальным путем подтвердить влияние внеурочной деятельности на развития нравственно-волевых качеств у учащихся 3 класса.
6. Составить методические рекомендации по развитию нравственно-волевых качеств у учащихся 3 класса во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологическая основа: теоретические положения М.И. Шиловой о воспитании и самовоспитании нравственно-волевых черт характера младших школьников; требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о внеурочной деятельности и ее организации в начальных классах.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические: «Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявлений воспитанности младшего школьника» М.И. Шиловой, педагогический эксперимент.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость: систематизирован материал (на уровне ВКР) по проблеме развития нравственно-волевых качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость: в работе представлены методические рекомендации по развитию нравственно-волевых качеств, которые могут использовать учителя 3-х классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Опытненская средняя общеобразовательная школа», учащиеся 3 класса, в количестве 17 человек.
Структура: введение, две главы, заключение, библиографический список (43 источников), приложение (таблицы с эмпирическими данными, методические рекомендации).

1. Теоретические аспекты формирования нравственно-волевых качеств личности

1.1. Содержание понятий «нравственность», «воля», «нравственно-волевые качества»

Проблема развития нравственных и волевых качеств считается одной из основных, но наименее разработанных проблем развития личности. Определение психолого-педагогических аспектов формирования указанных качеств личности требует, прежде всего, рассмотрения данных понятий в более широком аспекте.
Общественные науки рассматривают нравственность и нравственные качества как важнейшие элементы организации общества, обеспечивающие добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения. Через них выражается заинтересованное отношение человека к Родине, обществу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д. [33, с. 7]. Они служат важным фактором социально-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений.
Итак, существует несколько определений понятия нравственности:
Отдельные авторы (А.П. Вардомацкий, С.Я. Долецкий, Е.В. Квятковский, Я.Л. Коломинский, В.М. Мальцева и др.) тесно увязывают развитие нравственной сферы с развитием волевых процессов личности, считая, что только при наличии такого единства преодолеваются препятствия на пути к цели, формируются многие качества личности (самостоятельность, убежденность, уверенность и др.).
Анализ различных подходов к проблеме понимания воли позволяет выделить основания для ее определения как сознательного процесса, обусловленного побуждением к действию, выбором целей и мотивов поведения, что оказывает влияние на реализацию их в деятельности.

1.2. Особенности, средства развития нравственно-волевых качеств у младших школьников

Нравственно-волевые качества личности воспитывается с ранних лет, главным образом поощрением самостоятельности ребёнка в принятии им решений. Данные качества формируются как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения. С поступлением в школу возникает потребность в новых или более совершенных качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим.
Психологи (Л. И. Божович, В. А. Крутецкий, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Л. С. Славина и др.) установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности [10, с. 21].
Так, В. И Селиванов все методы и приёмы формирования нравственно-волевых качеств сводит к четырем основным группам [37, c.57].
Возрастные особенности младших школьников оказывают существенное влияние на определение содержания проводимых воспитательных мероприятий, объем нравственных знаний, который могут осмыслить и усвоить учащиеся, а также на выбор форм организации их морально-познавательной деятельности [5, с. 19].
Таким образом, любой вид практической деятельности выполняет многоплановую функцию в формировании нравственности личности. Однако наиболее действенно и интенсивно формируется то или иное нравственно-волевое качество в соответствующей ему деятельности. Поэтому формирование культуры поведения младшего школьника требует в соответствии с их содержанием организации разнообразных видов деятельности и общения. Последние обеспечивают целостность нравственно-волевого формирования учащихся, воспитание у них всей совокупности данных качеств.

2. Роль внеурочной деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста

2.1. Понятие, содержание и формы внеурочной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования (далее – ФГОС НОО) введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). По факту обязательное его введение началось 1 сентября 2011 года. ФГОС является концептуальной, методологической и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы [42, с.18].
Задачи внеурочной деятельности [24, с.32]:
Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования нравственно-волевых качеств, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В – третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
Для организации внеурочной деятельности ФГОС предлагает девять видов деятельности:

2.2. Анализ программы «Ступеньки мудрости»

Программа «Ступеньки мудрости» разработана  на основе экспериментального материала В. Г Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности», который является частью учебно-методического комплекса для обучения учащихся 1-4 классов по системе «Школа Жизни», разработанной академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили.
Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.
Данная программа призвана решению проблемы пробуждения стремления у детей к хорошим поступкам, к правильному нравственному выбору. Решение этой проблемы возможно через организацию в школе системы воспитательных мероприятий соответствующей направленности. Большой возможностью для духовно – нравственного развития младших школьников располагает реализация программы внеурочной деятельности «Ступени мудрости».
Таким образом, система занятий по программе «Ступеньки мудрости» сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Программа позволяет использовать ролевые игры и работу в микрогруппах.

2.3. Ролевые игры, их влияние на развитие нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста

Большую часть своего времени дети младшего школьного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности. Если родители или учитель замечают, что в общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться [28, с. 91].
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Представляется целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности и пути их формирования посредством различных игр. Признаками настойчивости является [46, с. 22]:
Ребенок младшего школьного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.

2.4. Описание опытно-экспериментальной работы

С целью проверки гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Опытненская средняя общеобразовательная школа», с. Зеленое,  в 3 классе, в которой принимало участие 17 человек.
Цель констатирующего этапа – выявить уровни проявления воспитанности у учащихся 3 класса.
Для диагностики уровня развития нравственно-волевых качеств, нами была использована «Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника» М.И. Шиловой, которая позволила нам выявить начальный уровень проявления воспитанности у учащихся 3 класса.
По данной программе, нами были получены следующие результаты (см. Приложение А), наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.
На контрольном этапе была проведена та же диагностическая программа, с целью изучения уровней проявления воспитанности учащихся 3 класса. Сводная таблица результатов представлена в Приложении А и рисунке 2.
В соответствии с этим составлены методические рекомендации по развитию нравственно-волевых качеств у младших школьников должны помочь учителю начальных классов.

Заключение

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Наиболее полным можно считать определение волевых качеств как проявления воли и волевой регуляции, обусловленных характером преодолеваемых препятствий (трудностей) и умением управлять собой. Нравственно-волевые качества представляют собой психологические новообразования личности, охватывающие ее потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы, которые обусловливают не только направленность всех устойчивых отношений личности, но и внешние проявления ее характера с целью нравственного воспитания человека.
2. Любой вид практической деятельности выполняет многоплановую функцию в формировании нравственности личности. Однако наиболее действенно и интенсивно формируется то или иное нравственно-волевое качество в соответствующей ему деятельности. Поэтому формирование культуры поведения младшего школьника требует в соответствии с их содержанием организации разнообразных видов деятельности и общения. Последние обеспечивают целостность нравственно-волевого формирования учащихся, воспитание у них всей совокупности данных качеств.
3. Эффективно формирование нравственно-волевых качеств осуществляется только тогда, когда педагогически рационально и целенаправленно используется весь воспитательный потенциал разнообразных видов внеучебной деятельности и общения младших школьников.
4. Наибольшая эффективность при формировании у младших школьников культуры поведения достигается тогда, когда используются формы эмпирического (анализ нравственных поступков персонажей художественных произведений, конкретных поступков и действий учащихся) и теоретического (проведение индивидуальных и групповых этических бесед, утренников, овладение этическими представлениями и понятиями, заключенными в содержании начального образования) усвоения нравственных знаний учащимися, осуществляемые на основе тесной преемственности между их учебной и внеучебной деятельностью и общением.
5. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у младшего школьника необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.
Нами были разработаны и опытно-экспериментальным путем реализованы на практике конспекты внеурочных занятий с использованием ролевых игр.
Полученные в результате опытно-экспериментальной работы эмпирические данные показали положительную динамику в развитии уровня развитие нравственно-волевых качеств у учащихся 3 класса. Следовательно, мы можем сказать, что реализация данных занятий способствует повышению уровня развития нравственно-волевых качеств у младших школьников.
Цель нашего исследования достигнута, положения гипотезы нашли свое подтверждение.

Библиографический список

1. Адамова, А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода. [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования — 2008.-№ 1. — С.26–27.
2. Аксенова, Г. И. Практикум по педагогической психологии. [Текст] / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова. – Рязань : Академия ФСИН России, 2013. – 98 с.
3. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. //  Педагогика. – 2009. -№4.- с.8-22.
4. Барышников, Е. Технология праздника. М.: Первое сентября, 2009.
5. Бахчиева, О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения. [Текст] // Внешкольник. – 2010.-№1.-с.27-31.
6. Болотова, Е. Нормативно-правовая база современного урока. [Текст] // Народное образование. 2009.- №9. – с118.
7. Вайнер, М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки. [Текст]  / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. – 2008. - №4. – С.64.
8. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
9. Гаврилина, И. В. Факторы влияния на оценки степени развития во- левых качеств личности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Гаврилина Ирина Владимировна. – М., 2010. – 198 с.
10. Галигузова, Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. [Текст] / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие. [Текст] / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. - М.:Педагогика, 2003. - 512 с.
12. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. [Текст] / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с. С.336.
13. Григорьев, Д.В., Кулешова, И.В., Степанов, П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. Серия «Воспитание в современной школе». - М: Просвещение, – 2006. – 208 с.
14. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
15. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. [Текст] / Т.А.Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. - 160 с.
16. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (Стандарты второго поколения).– М.: Просвещение, 2009.- 24с.
17. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. [Текст] / Д.Дилео. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с.
18. Дьячкова, М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление / М. А. Дьячкова// педагогическое образование — 2008 — № 2-С.12–17
19. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. [Текст] / В. А. Иванников. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.
20. Изард, К.Э. Психология эмоций. [Текст] / К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
21. Карабанова, О.А. Программа развития универсальных учебных действий как развивающий потенциал стандартов общего образования второго поколения. // Образовательная политика. – 2009.- №9. – с.9-11.
22. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования. // Педагогика-2008.-№9.
23. Кондаков, А.М. Стандарт: инновационность и преемственность. // Педагогика.- 2009. - №4.- с.14-18.
24. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы: утв. Распоряжением Правительства РФ от 7.022011г. № 163-р.
25. Копотева, Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образовании. // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - №10. – с.8-12.
26. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. [Текст] / Н.В.Краснощёкова.- Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2006. – 299 с. С.34-87.
27. Купцов, И. И. Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека. [Текст] / И. И. Купцов. – Рязань : Узорочье, 2009. – 24 с.
28. Лазарев, В.С. Программно-целевой подход к введению нового стандарта общего образования в школе. //Проблемы современного образования. – 2010.- №3. – с.3-13.
29. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании. [Текст] / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
30. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография. [Текст] / Н.В.Мельникова, Р.В.Овчарова.- СПб: Изд-во «Амалтея».2008.-336с.
31. Назарова, Ю. В. О некоторых подходах к исследованию нравствен- ного развития личности: монография. [Текст] / Ю. В. Назарова. – Рязань : Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, 2007. – 156 с.
32. Немов, Р. С. Психология: учеб. для пед. вузов: в 3 т. [Текст] / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2007. – Т. 2 : Психология образования. – 606 с.
33. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М.Прихожан. – М.:
34. Разбегаева, Л. П. Ценностный подход к проектированию содержания исторического образования — Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург — 2014 — с.14–20
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2009. – 712 с.
36. Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем духовно-нравственного воспитания личности — Историческая и социально-образовательная мысль — 2012 — № 6 — с. 136–141
37. Теплякова, О. Практическая энциклопедия развивающих игр. [Текст] / О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден  приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 г. № 373.
39. Холодкова, О. Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте. / О. Г. Холодкова// Вестник ЮУрГУ — 2012 — № 6 — С. 53–58.
40. Шалимова, Г.А.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. [Текст] / Г.А.Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с. С.36-42.
41. Шапатина, О.В. Психология развития и возрастная психология. [Текст] / О.В.Шапатина, Е.А.Павлова. – Самара: Универс-групп, 2007. – 204 с. С.94-106.
42. Шмелькова, Л.В., Бурункин Д.А. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности. // Управление начальной школой. – 2011. - №8.-с. 6-18.
43. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Санкт-Петербург, 2005. – 244с.

Категория: Дипломы | Добавил: ostanina
Просмотров: 668 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


ЧТОБЫ КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ, ЗАПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ФОРМУ

E-mail отправителя *:
Ваше имя *:
Ваш контактный телефон или номер icq *:
Информация о покупаемой работе *:
Код безопасности *:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]