ВУЗ: МЭСИ
Предмет: Таможенное дело
Год сдачи: 2014
Объем: 47
Цена: 1000
№ заявки: 220
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………….6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О
ДЕКЛАРИРОВАНИИ……………………………………………………………….8
1.1. Понятие и назначение таможенного декларирования…………………..……8
1.2. Формы таможенного декларирования и виды таможенных деклараций…..11
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ: ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ...…17
2.1. Понятие и виды таможенных процедур……………………………….……..17
2.2. Характеристика процедуры таможенного декларирования………………...24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУР
ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ………………………………………...32
3.1. Проблемные аспекты процедур таможенного декларирования……………32
3.2. Основные направления совершенствования процедур таможенного
декларирования……………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...….……………47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы. Вступление России в ВТО, формирование ЕЭП потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2009, 2010 и 2011 года ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства РФ, но и изменения таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза. Сейчас возникает много вопросов по времени осуществления таможенных операций. Дальнейшее развитие этого направления не возможно без применения новых информационных таможенных технологий. За последние годы таможня значительно продвинулась в разработке и широком внедрении новых информационных таможенных технологий с целью ускорения и упрощения порядка осуществления таможенных процедур.
Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и выполняет следующие функции:
- обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;
- служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;
- носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.
Объектом исследования в данной работе выступают общественные правоотношения, возникающие в процессе процедуры таможенного декларирования.
Предмет исследования – процедура таможенного декларирования.
Цель исследования состоит в изучении правового регулирования процедуры таможенного декларирования и разработке комплекса мер, направленных на совершенствование процедур таможенного декларирования
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие и назначение таможенного декларирования
2) изучить формы таможенного декларирования и виды таможенных деклараций;
3) охарактеризовать понятие и виды таможенных процедур;
4) дать характеристику процедуры таможенного декларирования;
5) выявить проблемные аспекты процедур таможенного декларирования;
6) проанализировать основные направления совершенствования процедур таможенного декларирования.
Степень изученности темы. Данную тему разрабатывали такие авторы, как: и многие другие юристы.
В основу исследования положены такие методы, как сравнительно-правовой, системно-структурный, общенаучный, метод анализа, синтеза и другие.
Теоретическая значимость работы обусловлена, прежде всего, тем, что в данной работе содержится комплексный анализ процедуры таможенного декларирования. Содержащиеся в исследовании предложения могут способствовать выработке, обоснованию и развитию современной концепции таможенного дела в Российской Федерации, совершенствованию государственного регулирования процедуры таможенного декларирования в Российской Федерации.
По структуре работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, разбитые на параграфы, заключения, списка использованных
источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕКЛАРИРОВАНИИ
1.1. Понятие и назначение таможенного декларирования
Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу . Декларирование - это заявление по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующем от имени и по поручению декларанта.
Основное назначение таможенного декларирования - обеспечить производство основного таможенного оформления.
Декларирование выполняет следующие функции:
Как правило, декларирование производится:
Принцип таможенного декларирования означает: все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар (собственником товара, его покупателем, владельцем и т.д.), или таможенным брокером.
Такой порядок получения информации для таможенных целей не исключает поступления неверных или неточных сведений, сознательно искажаемых декларантом. Однако преимущества использования принципа декларирования в таможенном деле «перевешивают» в сравнении с его недостатками.
Само понятие таможенного декларирования является крайне важным, поскольку от того, насколько правильные сведения содержаться в декларации, зависит эффективность всех последующих таможенных операций.
1.2. Формы таможенного декларирования и виды таможенных деклараций
Согласно Главе 27 ТК ТС таможенное декларирование товаров - это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранной таможенной процедуры или требованиями, предъявляемыми к товарам, не подлежащим помещению под таможенные процедуры (товары для личного пользования, припасы, транспортные средства международной перевозки) .
ТК ТС в статье 179 установил две формы таможенного декларирования товаров письменная и (или) электронная с использованием таможенной декларации.
Письменная форма таможенного декларирования включает следующие виды таможенных деклараций:
Для таможенного декларирования отдельных видов (категорий) товаров могут быть определены конкретные таможенные органы, правомочные принимать таможенные декларации.
Виды таможенных деклараций:
Таким образом, таможенная декларация - документ, оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства и содержащий сведения о перемещаемом через таможенную границу грузе: товарах, багаже, ручной клади, валюте и т.д.
Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ: ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ
2.1. Понятие и виды таможенных процедур
Таможенная процедура в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Исходя из указанного определения, таможенные процедуры представляют собой совокупность условий, требований и ограничений, определяющих порядок помещения товаров под таможенную процедуру, пользования и (или) распоряжения товарами в рамках используемой таможенной процедуры, а также завершения действия таможенной процедуры.
Перечень таможенных процедур определен в статье 202 ТК ТС. Характерно, что лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую. Выбор таможенной процедуры, равно как и его изменение на любой иной осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемую таможенную процедуру и только лицом, отвечающим определенным ТК ТС требованиям.
Декларантами могут быть:
Условиями выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с с выбранной таможенной процедурой являются:
В отдельных случаях, установленных ТК ТС, таможенные органы осуществляют условный выпуск товаров (ст. ст. 200 ТК ТС ), что предопределяет наличие ряда ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом).
Условный выпуск товаров осуществляется:
Таможенная процедура представляет собой, в соответствии с пп. 26. п.1 ст. 4 ТК ТС, совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Таким образом, понятие «условный выпуск» включает в себя выдачу таможенным органом разрешения на:
Обеспечение уплаты таможенных платежей может осуществляться следующими способами (ст. 86 ТК ТС и гл. 16 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») :
2.2. Характеристика процедуры таможенного декларирования
Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления раскрыто в статье 209 ТК ТС.
Основной характеристикой данной таможенной процедуры является возможность пользоваться и (или) распоряжаться товарами после их выпуска без каких-либо ограничений, в том числе временного характера, т.е. товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории ТС.
Одной из особенностей таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления является совпадение моментов помещения товаров под таможенную процедуру (момент начала действия таможенной процедуры) и окончания действия таможенной процедуры. Таким моментом является выпуск товаров.
Для получения подтверждения фактического вывоза товаров заявитель (заинтересованное лицо) предоставляет в таможенный орган на границе, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который товары были вывезены с таможенной территории ТС, следующие документы и сведения:
Таможенный транзит ( гл. 32 ТК ТС и гл. 29 Федеральный закона) - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Таможенный транзит применяется при перевозке:
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУР ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
3.1. Проблемные аспекты процедур таможенного декларирования
Относительно порядка декларирования хотелось бы отметить, что в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) включены практически все проблемные вопросы, которые были известны экспертам при создания этого документа. Удалось найти такие варианты решения спорных вопросов, которые позволяют в целом нормально работать и таможне, и бизнесу. На мой взгляд, положительные аспекты таможенного декларирования, предусмотренные ТК ТС, состоят в том, что прямо в кодексе – статьи 183 и 184 – перечислены документы, которые необходимо предоставлять при таможенном декларировании и на основании которых должна заполняться таможенная декларация. Эксперты постарались унифицировать их перечень для трех стран, чтобы в этом вопросе не было какого-либо национального нормотворчества. Отмечу, что для стимулирования инновационной активности предприятий по инициативе российской стороны для товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, максимально сократили список документов, представляемых при таможенном декларировании.
Характеризуя предварительное декларирование, также можно сказать, что теперь декларанту законом предоставлена возможность отзыва предварительной декларации. После отзыва предварительной таможенной декларации такие товары должны декларироваться в общеустановленном порядке. Еще одна новелла при предварительном декларировании касается сроков предъявления товаров таможенному органу. Согласно ТК РФ это следовало сделать в течение 15 дней, иначе предварительная декларация считалась не поданной. В ТК ТС срок увеличен до 30 дней, что вполне нормально, поскольку с созданием Таможенного союза сформировалась единая таможенная территория, которую составляют территории трех стран.
3.2. Основные направления совершенствования процедур таможенного декларирования
Таможня создает простые и необременительные механизмы администрирования процесса перемещения товаров добропорядочными компаниями, ориентируя их вести бизнес прозрачными способами, а бизнесмены работают над своей таможенной и налоговой репутацией, стремясь попасть в круг добропорядочных участников ВЭД при одновременном повышении качества аналитической работы таможенных органов и эффективности таможенного контроля.
Основные направления работы до 2015 года:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При рассмотрении актуальных проблем таможенного права и, в частности, вопросов, посвященных операциям таможенного оформления, отдельное место занимает таможенная процедура декларирования товаров.
Декларирование товаров - важнейшая стадия таможенного оформления, обеспечивающая непосредственное помещение товаров под таможенный режим и связанная с выполнением большинства функций таможенных органов при пересечении товарами таможенной границы. То обстоятельство, что процедура декларирования товаров отождествляется в ряде случаев с таможенным оформлением, в целом свидетельствует о ее огромном значении не только в системе отношений по таможенному оформлению, но и в таможенном праве.
При этом декларирование товаров является одной из процедур таможенного оформления и правовое обеспечение указанной процедуры должно соответствовать принципам правового обеспечения таможенного оформления.
Комплексный анализ правовых норм, регулирующих таможенное оформление, научных подходов к этому вопросу позволяет выделить следующую систему принципов правового обеспечения таможенного оформления.
Во-первых, это принцип законности, предполагающий, что отношения, складывающиеся в области таможенного оформления, должны быть урегулированы нормами таможенного законодательства и все участники таких отношений должны действовать в строгом соответствии с указанными нормами.
Во-вторых, это принцип формальной определенности, предполагающий использование таких формулировок в нормах, регулирующих таможенное оформление товаров, которые обеспечивают единообразное их понимание участниками соответствующих правоотношений.
В-третьих, это принцип системности, предполагающий, что правовое обеспечение таможенного оформления должно основываться на отсутствии нормативных коллизий, а в случае наличия противоречий - их оперативном устранении.
Четвертый принцип - принцип комплексности, определенный комплексностью самого института таможенного оформления, в котором сочетаются правовые и экономические элементы, регулируемые различными отраслями права.
Пятый принцип - принцип целесообразности, предполагающий при выборе альтернатив правовых решений, определении пределов и способов правового обеспечения операций таможенного оформления, учитывать соответствие мер целям, т.е. способность таких решений обеспечить решение поставленных задач и соответствие им затрачиваемых средств.
Шестой принцип - принцип соблюдения баланса частных и публичных интересов, предполагающий обеспечение компромисса между обеспечением необходимой меры контроля в целях защиты экономической безопасности страны и одновременным содействием в формировании благоприятных условий для осуществления деятельности участникам ВЭД.
Наличие в настоящее время проблем в правоприменительной практике в области таможенного оформления, и в частности при декларировании товаров, обусловлено несоблюдением указанных принципов. При этом анализ правового обеспечения таможенных операций, входящих в состав отдельных таможенных процедур таможенного оформления, на их соответствие указанным принципам позволяет выявить не только проблемные вопросы, но и научно обоснованные пути их решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета, 1993, № 237.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
3. Закон РФ 21.05.1993 № 5003-I «О таможенном тарифе» (ред. от 02.11.2013) // Российская газета. 1993. №107.
4. Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите: Приказ ФТС РФ от 25.07.2008 N 917 (ред. от 21.10.2010)
5. Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц: Приказ Федеральной таможенной службы от 25 января 2011 г. № 138.
6. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»): Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 03.07.2013) « (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Таможенный вестник, № 12.
7. О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации»): Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 (ред. от 12.07.2012) // Таможенный вестник, № 15.
Специальная литература
8. Андриашин, Х.А. Таможенное право: учебник / Х.А. Андриашин. – М.: Магистр, 2010. – 368 с.
9. Бакаева, О.Ю. Таможенное право: учебник / О.Ю. Бакаева. – М.: Юрайт, 2008. – 560 с.
10. Бакаев, О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука / О.Ю. Бакаев // Финансовое право. – 2009. – С. 12-20.
11. Бахрах, Д.Н. Таможенное право; учебник / Д.Н. Бахрах. – М.: Юрайт, 2011. – 388 с.
12. Белоусова, И.А. Учебное пособие по декларированию / И.А. Белоусова. - Санкт-Петербург, 1995. - 200 с.
13. Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебник / К.А. Бекяшев. – М.: Велби, 2008. – 360 с.
14. Богомолова, А.А. Таможенное право: конспект лекций / А.А. Богомолова. – М.: Юрайт, 2012. - 170 с.
15. Боровиков, А.Ф. Конституционные гарантии прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений: монография / А.Ф. Боровиков. – СПб.: СПбГУП, 2009. – 168 с.
16. Давыдов, Я.В. Таможенное право: учебное пособие / Я.В. Давыдов. – М.: Приор, 2010. - 32 с.
17. Завражных, М.Л. Таможенное право России: учебник / М.Л. Завражных. – М.: Омега-Л, 2010. – 208 с.
18. Козырин, А.Н. Таможенное право России: практикум / А.Н. Козырин. – М.: Норма, 2009. – 144с.
19. Кондаурова А. Таможенное декларирование товаров: практические аспекты. / А. Кондаурова // Таможенный вестник. - 2011. - №2. - С. 36-39.
20. Косаренко, Н. Таможенное право России: курс лекций / Н. Косаренко. – М.: Флинта, 2009. – 216 с.
21. Лодыженский К.Н История русского таможенного тарифа. М. 2008. С. 184.
22. Назаренко, К.С. Таможенное оформление внешнеэкономической деятельности. / К.С. Назаренко. - Москва, 2005. - 383 с.
23. Наку, А.А. Основы таможенного права Европейского союза: дисс. канд. юрид. наук / А.А. Наку. – М.: 2007. – 189 с.
24. Ноздрачев, А.Ф. «Правовые формы деятельности и взаимодействия таможенных органов с другими органами государственной власти» // Законодательство и экономика.-2004.-№ 8. – С. 10-20.
25. Павлова, Е.Е. Таможенное дело: учебник для бакалавров / Е.Е. Павлова. – М.: Юрайт, 2012. – 428 с.
26. Покровская, В.В. Таможенное дело: учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2012. – 731 с.
27. Правовое регулирование таможенных режимов. Комментарий законодательства / А.Н. Козырин, В.В. Егазарова // Право и экономика. – 2008. - № 6. – С. 14-20.
28. Рассолов, М.М. Таможенное право: учебник для ВУЗов / М.М. Рассолов. – М.: Юнити, 2-1-. – 464 с.
29. Российское законодательство X-XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1986. С. 116-136.
30. Сиротский, А.Н. Комментарий к Таможенному Кодексу Республики Беларусь. / А.Н. Сиротский. - 2-е изд. - Минск: Амалфея, 2002. - 480 с.
31. Сиротский, А.Н. Таможенное дело. Словарь-справочник. /А.Н. Сиротский. - Минск: Белтаможсервис, 2004. - 368 с.
32. Становление и развитие основных элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела: (историко-правовой аспект) / Р.А. Марченко // История государства и права. - 2007. - № 3. - С. 24-26.
33. Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. - Ростов-на Дону: Феникс, 2008. - 314 с.
34. Таможенное законодательство таможенного союза. Выпуск 1. – М.: Проспект, 2012. – 424 с.
35. Таможенное право: учеб. для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 841 с.
36. Тимошенко, А.А. Организация таможенного дела в России: Учебник для вузов / А.А. Тимошенко. - М.: Норма, 2008.-315с.
37. Тихонов Ю. А., Таможенная политика Русского государства с сер. XVI в. до 60-х гг. XVII в., в сборнике: Исторические записки, т. 53, М., 1955. C. 77.
38. Фатхутдинова, А.М. Юридическая ответственность по таможенному праву: автореф. диссерт. на соискание науч. степени канд. юрид. наук / А.М. Фатхутдинова. – М.: 2000. – 53 с.
39. Халипов, С.В. Таможенное право: учебник для бакалавров / С.В. Халипов. – М.:Юрайт, 2012. – 396 с.
40. Чермянинов, Д.В. Таможенное право: учебник / Д.В. Чермянинов. – М.: Юрайт, 2011. – 388 с.
41. Шматков, И.И. Таможенное право Республики Беларусь. / И.И. Шматков. - 2-е изд. - Минск: Белтаможсервис, 2009. - 432 с.
Интернет – ресурсы
42. http://www.customs.ru/ Таможенная служба РФ.
43. Все о таможенном декларировании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://turua.ru/custom/prohozhdenie-belorusskoyi-tamozhni/vse-o-tamozhennom-deklarirovanii.html. - Дата доступа: 14.04.2011.
44. Декларант [Электронный ресурс]. / Таможенный портал «Алеут-брокер». Режим доступа: http://aleut-broker.su/codex/statja-186-deklarant.html. - Дата доступа: 25.03.2011.
45. Декларант, его права и обязанности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 4daa.net/customs_t3r4part9.html. - Дата доступа: 14.04.2011.
46. Декларирование товаров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sespb.ru/materials/deklarirovanie-tovarov/ - Дата доступа: 04.04.2011.
47. Общие положения таможенного оформления [Электронный ресурс]. / Информационный образовательный юридический портал. Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/tamoj-pr/DOC_008.php. - Дата доступа: 14.04.2011.
48. Таможенное декларирование товаров [Электронный ресурс]. / Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://base.garant.ru/12171455/27/. - Дата доступа: 05.04.2011.
49. Таможенное декларирование товаров. Грузовая таможенная декларация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jurgid.ru/deklarirovanie/. - Дата доступа: 04.04.2011.
50. Таможенное декларирование товаров. Таможенное право [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z646_page_13.html. - Дата доступа: 25. 03.2011. |