Особенности самооценки детей из многодетных семей - Дипломы - Готовые работы - Фактор успеха
Главная » Готовые работы » Дипломы

Особенности самооценки детей из многодетных семей
01.09.2015, 11:50

ВУЗ: Абакан
Предмет: Психология
Год сдачи: 2015
Объем: 74
Цена: 1000

 

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы формирования самооценки детей, воспитывающихся в многодетных семьях 6
1.1. Анализ понятия и структуры самооценки в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Возрастные особенности формирования самооценки 14
1.3. Психолого-педагогические особенности самооценки детей, воспитывающихся в многодетной семье 21
2 Эмпирическое исследование самооценки детей из многодетных семей 28
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение самооценки детей из многодетных семей 37
Заключение 51
Глоссарий 54
Список использованных источников 55
Приложение А 60
Приложение Б 62
Приложение В 67

Введение

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и так далее) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности.
В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям.
На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме развития детей в многодетной семье.
Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей.
В семье, где возникают проблемы взаимоотношений детей, родители по своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания их общения. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и так далее), основной причиной негативных отношений детей является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности самооценки детей из многодетных семей.
Объект исследования – самооценка как основной компонент самосознания личности.
Предмет исследования – особенности самооценки детей из многодетных семей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети из многодетных семей отличаются заниженной самооценкой.
Для проверки гипотезы были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Раскрыть психологическую природу самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности.
3. Выявить и сравнить особенности самооценки детей из многодетных семей.
4. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение самооценки детей из многодетных семей.
Методологическая  основа исследования:
1. Положение В.С. Мухиной о том, что самосознание представляет собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности;
2. Положение А.В. Захаровой о самооценке как оценке личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
3. Труды А.И. Леонтьева, Лисиной М.И., в частности их исследования о том, что при неудовлетворенности потреб¬ности ребенка в общении со взрослыми, ведет к развитию чувства неуверенности в себе, сложностям в личностном развитии и как следствие, формирование низкой самооценки
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: методики «Три оценки» (А.И. Липкина); методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан); методика на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова.
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов эмпирических данных, методы математической статистики.
Теоретическая значимость: проведенное исследование вносит вклад в общую теорию развития личности в онтогенезе, обогащая ее новыми положениями, касающимися особенностей наполнения и проявления самооценки детей из многодетных семей.
Практическая значимость исследования: исследование связано с возможностью выделения норм при использовании апробированного комплекса методов в работе психологов как диагностического средства для объективного изучения самооценки детей из многодетных семей. Учет установленных в исследовании особенностей самооценки может способствовать разработке системы коррекционной работы и психологического сопровождения.
Достоверность исследования данных, полученных в работе, обеспечивается применением стандартизированных методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки количественным анализом эмпирического материала.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав – теоретической, состоящей из 3 параграфов и эмпирической, состоящей из 3 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

1 Теоретические основы формирования самооценки детей, воспитывающихся в многодетных семьях
1.1. Анализ понятия и структуры самооценки в трудах отечественных и зарубежных ученых

Самооценка – эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности .
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.
Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели.
Самооценка функционирует в двух основных формах - как общая и частная (парциальная, или конкретная). Исследователи единодушны в том, что частные самооценки отражают оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, возможностей, физических данных. Они могут носить как ситуационный, так и обобщенный характер. Особое место среди них занимает так называемые оперативные самооценки, отражающие непосредственный учет личностью изменяющихся обстоятельств.
Под самооценкой в данной работе понимается чувственно окрашенное отношение, которое приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам, влияющее на его поведение, результаты деятельности, взаимоотношения с окружающими. Развитие самооценки происходит во время всей жизни человека, и «именно ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно».

1.2. Возрастные особенности формирования самооценки

Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Рассмотрим исследования М.Л. Боцмановой и А.В. Захаровой. Они утверждают, что новорожденные и младенцы не имеют четких «границ» своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, а уже в 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто взрослые дают оценку действий других детей по их конкретным действиям (хороший - помогает маме, нехороший - пачкает одежду), и малыш, сравнивая себя с ними, делает вывод о том, к какой категории себя отнести1.
Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

1.3. Психолого-педагогические особенности самооценки детей, воспитывающихся в многодетной семье

У детей из больших и малых семей диа¬гностируются различные формы личност¬ных отклонений. Они чаще склонны к са¬моубийству, чаще обладают повышенной делинквентностью. Став взрослыми, чаще совершают тяжкие преступления, более подвержены алкоголю и курению. У дево¬чек с четырьмя и более сибсами выше риск ранней половой жизни и беременности. Дети из малых семей отличаются повышен¬ной тревожностью, впоследствии перерас-тающей в неврозы.
А.Ю. Лукина  считает,  что  для  того,  чтобы  увеличить  положительное  и  уменьшить  негативное  влияние  семьи  на  самооценку  ребёнка,  следует  учитывать  внутрисемейные  психологические  факторы2:

2 Эмпирическое исследование самооценки детей из многодетных семей
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования

Целью эмпирического исследования было выявление особенностей самооценки детей из многодетных семей.
Практическое исследование было проведено на Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры города Абакана «Городской Общественно-Культурный Центр по работе с населением по месту жительства». Общее количество детей, принимавших участие в исследовании, составило 40 человек. Возраст испытуемых 8-9 лет.
При формировании экспериментальной выборки мы руководствовались главным критерием: младшие школьники из многодетных семей.
Для того, чтобы выявить особенности самооценки младших школьников из многодетных семей, нами была разработана программа исследования, в которую входил набор следующих методик:
1. Методики «Три оценки» (А.И. Липкина).
2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).
3. Методика на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова.
Рассмотрим данные методики более подробно.
 
2.2. Анализ результатов исследования

Проанализируем полученные результаты исследования.
По методике Липкиной А. И. уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.
В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста были получены результаты, представленные на рисунке 1.
Методика определения эмоционального уровня самооценки позволяет проанализировать особенности «Я-концепции» детей младшего школьного возраста, увидеть особенности восприятия ребенком себя и наиболее значимых взрослых, узнать, как ребенок видит себя в окружающей социальной среде, насколько он включен в нее. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рисунке 3.

2.3. Коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение самооценки детей из многодетных семей

После эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что существует необходимость в составлении коррекционно-развивающей программы, направленной на повышение самооценки детей из многодетных семей.
Цель: формирование адекватной самооценки у младших школьников.
Задачи:
1. Снизить уровень эмоционального напряжения.
2. Повысить уверенность детей в себе.
3. Развивать способность видеть в себе «хорошее».
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Развивать способность позитивного отношения к людям.
Средства развития: этюды, игры, упражнения, приёмы арттерапии.

Заключение

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Под самооценкой в данной работе понимается чувственно окрашенное отношение, которое приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам, влияющее на его поведение, результаты деятельности, взаимоотношения с окружающими.
Развитие самооценки происходит во время всей жизни человека, и «именно ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно».
Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. и другие психологи отмечают, что самооценка человека формируется в первую очередь в результате его активного взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социумом. А в процессе становления самосознания ребенок может приобрести низкий уровень способности к самооцениванию, следовательно, необходимо изучать не только проблему становления самооценки, но и возможности психолого-педагогического воздействия на личность.
Согласно проведенному анализу психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что у детей, воспитывающихся в многодетных семьях, часто бывает заниженная самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «Я». Низкую самооценку у детей, воспитывающихся в многодетной семье, можно объяснить тем, что во- первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Во -вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам.
Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. Поэтому и самооценка детей воспитывающихся в такой семье будет низкой, в редких случаях адекватной.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы, нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей самооценки детей из многодетных семей.
Для того чтобы выявить особенности самооценки младших школьников из многодетных семей, нами была разработана программа исследования, в которую входил набор следующих методик:
1. Методики «Три оценки» (А.И. Липкина).
2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).
3. Методика на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова.
По результатам проведенного эмпирического исследования были выявлены следующие особенности самооценки детей из многодетных семей:
Результаты методики «Три оценки» показали, что большинство младших школьников и многодетных семей имеют заниженную самооценку – 24 человека (60%). У 10 человек (30%) была выявлена адекватная самооценка. И завышенную самооценку имеют 4 испытуемых (10%).
По методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выявлено, что у подростков из многодетных семей самооценка занижена, они считают себя хуже, чем другие дети, глупыми, больными, менее счастливыми, но трудолюбивыми.
По методике Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан) были получены следующие результаты: 30% участников исследования из многодетных семей характеризуются средним уровнем самооценки. У 70% школьников была выявлена низкая самооценка.
Методика определения эмоционального уровня самооценки выявила следующее: ответы 26 младших школьников из многодетных семей (65%) характеризуют самооценку детей как чрезвычайно низкую, способствующую развитию комплекса неполноценности, негативной «Я-концепции». У 12 испытуемых (30%) было выявлено нейтральное значение уровня самооценки. У двух детей (5%) был выявлен неадекватный уровень самооценки.
Анализ полученных результатов показал, что 30% детей из многодетных семей сделали выбор в пользу индивидуализации, в то время как 70% предпочли выбрать сходство с группой.
По результатам трех методик был сделан вывод, что большинство детей из многодетных семей имеют заниженную самооценку.
Следовательно, можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась.
После эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что существует необходимость в составлении коррекционно-развивающей программы, направленной на повышение самооценки детей из многодетных семей.
Цель программы: формирование адекватной самооценки у младших школьников.
Задачи программы:
1. Снизить уровень эмоционального напряжения.
2. Повысить уверенность детей в себе.
3. Развивать способность видеть в себе «хорошее».
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Развивать способность позитивного отношения к людям.
Средства развития: этюды, игры, упражнения, приёмы арттерапии.
Форма работы групповая. Общее время для реализации программы 12 недель, при частоте 2 занятия в неделю, всего 23 занятия, при этом длительность занятия 35 минут.

Список использованных источников

1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c. - ISBN 978-985-15-0464-6.
2. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c. - ISBN 5-7654-2852-5.
3. Бахолдина В.Ю., Ступина К.С., Ковылин В.А. Конституциональный тип и самооценка у детей и подростков // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2010. № 2. С. 44-54. - ISSN 2075-7999.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c. - ISBN 978-5-699-53409-8.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c. - ISBN 978-5-699-70736-2.
6. Борисова И.О. Особенности самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста // Акмеология. - 2014. - № S3-4. - С. 203-204. - ISSN 2075-7999.
7. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c. - ISBN 5-94015-002-0.
8. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c. - ISBN 5-318-00038-Х.
9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c. - ISBN 5-7333-0190-2.
10. Дубровина Л.А., Мищерякова М.А., Шилова А.А. Связь самооценки и успеваемости детей в младшем школьном возрасте // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. - № 10. - С. 22-26. - ISSN 5-89395-089-5.
11. Карикина М.М. Взаимосвязь самооценки детей дошкольного возраста и детско-родительских отношений // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 14. С. 58-63. - ISSN 2304-1226.
12. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c. - ISBN 5-7905-3027-3.
13. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c. - ISBN 978-5-305-00216-4.
14. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c. - ISBN 978-5-4237-0032-4.
15. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012. - 544 c. - ISBN 978-985-15-0464-6.
16. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c. - ISBN 5-7654-2852-5.
17. Лукина А.Ю. Стиль поведения родителей в конфликтах как фактор формирования самооценки детей // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 143-145. - ISSN 2221-1373.
18. Люблева Е.Ю. Экспериментальное исследование самооценки как составляющей эмоционально-оценочного компонента самосознания детей старшего дошкольного возраста // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 3. С. 132-135. - ISSN 2075-7999.
19. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c. - ISBN 978-5-699-53409-8.
20. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c. - ISBN 5-94015-002-0.
21. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c. - ISBN: 978-5-901226-09-4.
22. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c. - ISBN 5-7333-0190-2.
23. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c. - ISBN 5222183890.
24. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c. - ISBN 5-94015-002-0.
25. Носырева С.Н. Особенности формирования самооценки у детей // Воспитание школьников. 2013. № 2. С. 53-56. - ISBN 5-94015-002-0.
26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c. - ISBN 5-7333-0190-2.
27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. - 460 c. - ISBN 5-7654-2852-5.
28. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c. - ISBN 978-5-699-53409-8.
29. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c. - ISBN 5-7333-0190-2.
30. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c. - ISBN 5222183890.
31. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 c. - ISBN 978-985-15-0464-6.
32. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c. - ISBN 5222183890.
33. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 c. - ISBN 5-94015-002-0.
34. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c. - ISBN 5-94015-002-0.
35. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c. - ISBN 5-7333-0190-2.
36. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 c. - ISBN 5222183890.
37. Фризен А.В. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 52. С. 099-100. - ISSN 2075-7999.
38. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c. - ISBN 978-5-699-53409-8.
39. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c. - ISBN 5-94015-002-0.
40. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c. - ISBN 5-7333-0190-2.
41. Чайкина С.В. Анализ подходов к проблеме изучения самооценки ребёнка в психологической литературе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 5 (95). С. 193-196. - ISSN 2075-7999.
42. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c. - ISBN 978-985-15-0464-6.
43. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c. - ISBN 5-94015-002-0.
44. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 240 c. - ISBN 5-7654-2852-5.
45. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 334 c. - ISBN 978-5-699-53409-8.

Категория: Дипломы | Добавил: ostanina
Просмотров: 692 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


ЧТОБЫ КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ, ЗАПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ФОРМУ

E-mail отправителя *:
Ваше имя *:
Ваш контактный телефон или номер icq *:
Информация о покупаемой работе *:
Код безопасности *:



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]